Лариса Саенко
Выступление на методическом объединении «Современный воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим выступлением на методическом объединении.
Нестабильность современного образа жизни,рост внебрачной рождаемости,увеличение разводов,рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций,отказов от детей-все это обуславливает основные социальные проблемы детей,ограничивает их право жить и воспитываться в семье. Сложившаяся ситуация разрушает мир ребенка,подростка,потому что его родители,естественные защитники оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада,достаточность средств к существованию.
Публикация «Выступление на методическом объединении „Современный воспитатель“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Оказавшись в подобной ситуации,дети в первую очередь нуждаются в родительской заботе и любви. Величайшую ответственность за жизнь ребенка берет на себя воспитатель детского дома. Ребенок,имеющий семью,взаимодействует с большим количеством людей. В такой ситуации он учится жизни,овладевает различными социальными ролями. В детском доме особенно значимой фигурой для ребенка является воспитатель,который находится с ним в непрерывном взаимодействии,направляет его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность воспитателя и отношения в учреждении в целом:все дети должны чувствовать себя непринужденно и любимыми воспитателем и всеми сотрудниками детского дома. Без такого отношения к ребенку его развитие будет существенно затрудненно,а в отдельных случаях невозможно,так как вне рамок детского дома ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений,основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества,является важнейшим условием успешного развития детей-сирот и становится главной задачей воспитателя. Педагогической основой этих отношений является освоение педагогом личностного подхода в воспитании,постижение (прочитывание) им проблем ребенка,развитие способности работать не столько на организационном,сколько на психологическом уровне. Позиция воспитателя существенно меняется:на первый план выходят не функции контроля и организации,а создание условий для позитивного развития воспитанников и разрешения их личностных проблем,помощь в осмыслении окружающей жизни,дружеское участие в переживаемых детьми событиях.
Усилия воспитателя при этом направляются на организацию психологической поддержки в процессе воспитания. При таком подходе к воспитанию педагог превращается из руководителя,чаще всего (формирующего)личность ребенка по собственному образу и подобию в мудрого (путеводителя)и помощника,осуществляющего совместное с ребенком движение (восхождение)по пути жизни,а если необходимо-становится врачевателем детской души. Подобное изменение миссии педагога-воспитателя предполагает необходимость перестройки собственной души,собственного сознания и отношения к сущности педагогического процесса. Начинать профессиональный рост не с овладения педагогическими технологиями,а с роста личностного всегда труднее. Однако этот путь-пусть (длинный,но самый верный.
В учреждениях для детей-сирот,как нигде,уместен принцип"врачебной педагогики"Л. С. Выгодского-"воспитывать и лечить детей одновременно"."В лечебной педагогике,-указывал Выгодский Л. С. ,-оздоровление детей дополняется воспитанием,а воспитание растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия".
Воспитатель-это не профессия,суть которой дать знания. Это высокая миссия,предназначение которой-сотворение личности,утверждения человека в человеке. Задача педагога-в том,чтобы в детях,которых он воспитывает заложить предпосылки гармоничной личности,чтобы в будущем им были свойственны такие качества,как духовность,умение творить красоту,стремление делать добро,гражданская ответственность. Конечно воспитание-процесс длительный и кропотливый,требующий от каждого педагога знаний,терпения,большой любви к детям;процесс в котором роль "первой скрипки" играет ребенок,а педагог должен тактично и профессионально помочь ему стать человеком.
Жизнь в педагогической профессии-это неустанный труд души. Труд,полный тревог и волнений,радостей и печалей,дерзании и поисков,-это вечное испытание на мудрость и терпение,профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
Это благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека,посвятившего ей жизнь,постоянного творчества,неустанной работы мыслей,любви к детям и безграничной верности делу. Помочь высветиться лучшим,сильным качествам личности,найти свое предназначение,светить в полный накал для людей-в этом великая миссия учителя,воспитателя,педагога,психолога. В такой работе не меньше слов значит взгляд,не меньше взгляда-касание руки и улыбка,показывающая,что в ошибке или неудачном поступке нет ничего страшного,все поправимо.
Материнство-это самая большая ответственность в мире. Матерью нужно становиться осознанно. Материнство-это большое искусство,и ему необходимо учиться. Есть некоторые советы,которыми можно показать, как лучше всего строить взаимоотношения с детьми:
- нельзя относиться к ребенку как к предмету своей собственности,ребенком нельзя владеть. Относитесь к нему как к взрослому;
- думайте о материнстве как о празднике;
- ребенок - подарок от Бога;
- уважительно относитесь к ребенку,не только любите и уважайте его;
- дарите свою любовь,а не командуйте;
- делитесь опытом,но ничего не навязывайте ребенку.
Материнство- это чистая,безусловная любовь. Когда мать безусловно, а только мать способна на такую любовь- ребенок познает радость такой любви. Ребенок сам становится способным на безусловную любовь.
Основные педагогические принципы,на которые должен опираться каждый воспитатель :
- воспитывайте детей только любовью;
- в общении с детьми проявляйте доброту и ласку к ним;
- не мешайте ребенку проявлять свою индивидуальность. Не мешайте быть самостоятельным;
- нельзя всех детей мерить одной меркой.
Чтобы разбудить творческие способности,необходимо показать ребенку различные варианты. Когда он выберет и попробует свои силы и убедиться,что он может,что он в силах,тогда работать будет легче. Опыт будет накапливаться около основного стержня его творческой активности.
Таким образом,воспитатель детского дома-не просто Учитель,который ведет ребенка во взрослую жизнь,но и в первую очередь близкий человек,который в ответе перед Богом и государством за каждого ребенка,принятого на воспитание. Это воспитатель детского дома призван закладывать фундамент в жизни ребенка,а как известно,именно от фундамента зависит устойчивость здания.