Илюшкина
Современный подход к дошкольному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Современный подход к дошкольному воспитанию детей»
«Детство есть та великая пора жизни,
когда кладется основание всему будущему
нравственному человеку».
Н. В. Шелгунов
Современный подход к образованию и воспитанию дошкольников поможет осознать всю серьёзность правильного воспитания маленького человечка. Ведь каждый из нас- это часть живого организма под названием «семья», «социум», которые объединяются в народ и государство.
Публикация «Современный подход к дошкольному воспитанию» размещена в разделах
Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки, знания.
Основные принципы дошкольного воспитания детей с переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен. В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также необходимо менять собственные стереотипы. «Сначала убедись, а потом уж убеждай, отметил К. С. Станиславский.
Основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей :
-Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
-Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых.
-Помощь, в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
-Объяснение своих требований и поступков.
-Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
-Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
-Проявление чувств по отношению к ребенку.
Малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.
Во время дошкольного воспитания детей, организации процесса обучения, задачей воспитателя является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей.
Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.
Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте. Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.
Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.
Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детских учреждениях.
Социальные изменения привели к изменениям психологическим.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся смыслом жизни подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и многое другое. Каков современный ребенок? Исходя из наблюдений, современный ребенок любознательный, умный, развитый, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором. хорошо информирован, рассуждает на «взрослые» темы, смотрит сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
Это не так. Информации для детей не дает развития мышления и умственных способностей, не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е. О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.
Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки, хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Для современного ребенка природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей.
Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей :
-резкое снижение познавательного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
-рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
-уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационной сферы;
-значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
-рост «экранной» зависимости;
-ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
-снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;
- снижение мышечной силы;
-рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
-рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
-увеличение численности одаренных детей.
Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
«Если к нам когда–нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество".
Януш Вишневский. (Польский писатель, педагог)
Используемая литература:
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 1998.
.2 Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2001.
3. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л. А. Парамонова и др. – М., 2001