Наталья Рыжова
Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время стремление педагогов, и прежде всего современных родителей, развить интеллектуальные способности ребенка, что влечет усиление умственных нагрузок, приводит к недостаточным физическим нагрузкам и физическому развитию дошкольников. В связи с этим остро стоит задача здоровьесбережения детей. В дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС ДО нацелены на сохранение, поддержание и улучшение здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка. Термин «здоровьесберегающий преподавательский технологический процесс» подразумевает деятельность, направленную на решение проблем сохранения, приумножения и поддержания здоровья участников педагогического процесса [1]. Родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» Н. К. Смирнов их рассматривает как основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения и воспитания детей без вреда для их здоровья, как характеристику любого педагогического процесса по качеству его воздействия на здоровье ребенка дошкольного возраста и педагога. По его мнению, понятие «здоровьесберегающий» должно давать качественную характеристику любому педагогическому процессу, показывающему, насколько при его реализации решается задача сохранения здоровья основных участников образовательного процесса. Соответственно, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как пример сохранения здоровья и как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения [3]. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании нацелены : - на обеспечение высокого уровня здоровья дошкольника, - бережное отношение ребенка к своему здоровью, - достаточное количество знаний ребенка для поддержания и сохранения своего здоровья, - валеологическое просвещение родителей, а также педагогов. Здоровьесберегающие технологии включают в себя : 1) медико-профилактические осмотры, 2) оздоровительно-физкультурные мероприятия, 3) постоянное пополнение знаний педагогического коллектива и родителей, направленных на здоровьесбережение дошкольников. Основные наиболее используемые виды здоровьесберегающих технологий, используемые в работе ДОО: 1) Ритмопластика – процесс формирования у ребенка ритмических умений, умений координировать свои движения с услышанной музыкой. Рекомендуется проводить два-три раза в неделю по 30–40 минут, начиная со среднего возраста. При выполнении таких занятий необходимо учитывать физическую нагрузку для данного возраста и художественную ценность музыкального сопровождения. 2) Динамические паузы (физкультминутки) – двигательные упражнения, способствующие лучшему оттоку крови в организме ребенка, а также расслабляют мышцы. Такие физкультминутки рекомендуется проводить периодически на занятиях по развитию речи, рисованию, математике. Сигналом для педагога для проведения физкультминутки является утомление детей. Они начинают шумно себя вести, отвлекаться и разговаривать друг с другом. Рекомендуемая продолжительность динамической паузы около 3 минут [4]. 3) Релаксация – обязательный процесс для становления здоровой психики. Данная процедура подходит для любого возраста. В качестве расслабляющего музыкального сопровождения следует выбирать звуки природы или же классическую музыку. Эту процедуру принято проводить, как правило, после физической активности для того, чтобы ребенок смог успокоиться перед сном или занятием. В современной науке рассматриваются и другие, новые технологии здоровьесебережния. 1) Каштанотерапия – массаж стоп с помощью ходьбы по каштанам. На коврике укладываются в ряд каштаны. После занятия, когда дети малоподвижны долгое время, рекомендуется снять обувь и в носочках или чешках проходить по разложенным каштанам до 5–6 раз. Подобная процедура улучшает кровоснабжение после длительных сидячих занятий, повышает жизненный тонус, активизирует работу организма. 2) Орехотерапия. Суть этой технологии в том, что она является самомассажем для рук и ног, ускоряет ток крови к органам, устраняет застойные явления, просто повышает активность детей, снимает утомляемость, усталость рук и ног. Для этой процедуры нужны любые орешки, в скорлупе – только грецкие без трещин. Остальные желательно чищенные, твердые. Зажимаем орешки в ладонях и перекатываем их внутри. Повторяем несколько минут. Затем раскладываем орешки в пакете на коврике и проходим по ним ножками. Тоже повторяем несколько раз. 3) Дыхательная гимнастика. Эта технология насыщает организм кислородом, улучшает работу органов дыхания. В большую емкость, возможно, это будет таз с водой, опускаем несколько корабликов с парусами. Дети берут трубочки для коктейля и дуют на паруса корабликов, приводя их в движение. Каждая рассмотренная технология имеет оздоровительную направленность только в том случае, если используется систематически. Здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка правильную мотивацию здорового образа жизни и полноценного развития. Созданная в детском саду система здоровьесбережения позволит ставить цели и решать задачи всестороннего развития социальноактивной, творческой личности. Литература 1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – №2. – С. 21–28. 2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие. – М. : Сфера, 2010. – 160 с. 3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : Вако. 2004. – 294 с. 4. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии // Академия. – 2010. – № 3. – 192 с. 5. Некрасова Е. Н. Организация планирования в системе деятельности ДОУ // Молодой ученый. – 2018. – №37. – С. 167–171. 6. Россова Ю. И. Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В. П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2013. – № 2. – С. 101–108. 7. Федотова Н. И. Современные методики здоровьесберегающей деятельности в работе ДОУ // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 576–579.