Получи документы

Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы

Юлия Веснина
Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Веснина Юлия Евгеньевна, Широких Юлия Михайловна, Анедченко Анна Викторовна, Горблюк Евгения Юрьевна.

Существует федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) — он диктует обязательные требования к образовательной программе для дошкольников. Согласно нему, такая программа должна содержать в себе направление художественно-эстетического развития. [5]

Публикация «Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы» размещена в разделах

Художественно-эстетическое развитие направлено на формирование у дошкольника понимания мира природы и элементарного представления о видах искусства — изобразительного, литературного, декоративно-прикладного, музыкального и театра. Оно так же формирует у ребёнка такие человеческие качества как доброта, уважение, вежливость, ответственность и аккуратность. Другими словами, художественно-эстетическое образование имеет интегрированную направленность и затрагивает различные отрасли творческой и культурной деятельности.

Педагог Нагорная Л. А. говорит о том, что художественно-эстетическое образование — особая грань воспитания дошкольника, которая активизирует его познавательность, формирует познание нравственной стороны деятельности и обогащает его эстетический опыт. [3]

Кроме познавательного, эмоционального и ценностно-смыслового развития, художественно-эстетическое образование развивает физические способности дошкольника. Театрализованная деятельность и хореография, пение, музыкальное сопровождение и художественное слово стимулирует развитие пространственно-ориентировочных действий, укрепляет дыхание и развивает фонематический слух соответственно. В процессе лепки и рисования происходит развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на формирование и совершенствование речи дошкольника.

Художественно-эстетическая деятельность развивает коммуникативные навыки и даёт возможность самовыражения, что стимулирует развитие внимания, воображения, образного мышления, креативности и того, что мы называем талантом. Художественно-эстетическое образование позволяет не только познакомить дошкольника с устройством и культурой окружающего мира, творческой деятельностью, но и активизировать его заинтересованность к конкретному предмету за счет получения знаний, навыков и результатов. Важно отметить и то, что оно формирует у дошкольника представление о родине: знакомит с местным менталитетом, обычаями и традициями, историей и современностью.

Основная тенденция художественно-эстетического образования в дошкольных учреждениях сегодня — всестороннее развитие их воспитанников и формирование целостной гармоничной личности. Поэтому современное образование носит интегрированный характер, то есть затрагивает различные направления творческой деятельности, культуры и искусств.

Отсюда вытекает ещё одно направление – тенденция полноценного эстетического развития. Художник Неменский Б. М. в своей книге «Познание искусством» отмечает, что учить нужно не искусству, а искусством. [4] В контексте дошкольного образования это означает, что воспитанники детских садов должны не просто изучать готовые произведения искусства, но и принимать непосредственное участие в создании собственных – рисовать, лепить, играть в театре, петь и заниматься другой творческой деятельностью. Это развивает творческое начало, восприятие и чувство прекрасного, формирует стремление в изучении искусств.

Тенденции ведут за собой ряд проблем, с этим связанных.

Основная проблема, которая особенно касается сельских детских садов, — создание развивающей предметной среды, которая бы позволила охватить все направления художественно-эстетического развития. Малонасыщенная и редко обновляемая среда обеспечивает творческую и познавательную активность дошкольников не в полной мере. Отсутствие театральной студии в детском саду ведет к тому, что его воспитанники недополучают знаний и навыков об этом важном предмете художественно-эстетического образования.

Ещё одна проблема — малокомплектный детский сад — это когда в одной группе находятся дети с большим возрастным диапазоном, например, от двух до четырех лет. Сложность заключается в организации таких занятий, которые были бы интересны и полезны для каждого воспитанника с точки зрения его возраста, физических способностей и предпочтений. Отсюда вытекает следующая — проблема в выборе наиболее эффективных методических пособий и организационных инструментов. Существует множество педагогических пособий и рекомендаций по организации занятий в младших дошкольных группах, и выбрать наиболее подходящее удается только посредством практики — внедрения такой методики или программы непосредственно в группе детей разных возрастов.

Существует ещё одна – проблема организации интегрированного художественно-эстетического воспитания, а именно синтеза искусств (живопись, литература, лепка, театр, хореография) и образовательных областей (познавательное, коммуникативное, речевое, художественное, эстетическое развитие, видов деятельности и интеграции качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, чувственность, креативность, инициативность, увлеченность). [1]

Художественно-эстетическое образование должно включать в себя содержательные основы различных видов культуры, то есть быть одновременно разнообразным, полезным и, конечно, результативным — должны быть заметны изменения в развитии личности воспитанника.

Список источников:

1. Бутенко Н. В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. – 2016. – C. 58-59

2. Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности // Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – 2008. – С. 11

3. Нагорная Л. А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2014. - № 3 (3). - С. 98-100

4. Неменский Б. М. Познание искусством // И. УРАО. – 2000. – С. 79

5. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Минобрнауки. – 2013. – II глаза. – С. 6-8

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт»Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 11:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Веснина (УИ 818319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД