Юлия Веснина
Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Веснина Юлия Евгеньевна, Широких Юлия Михайловна, Анедченко Анна Викторовна, Горблюк Евгения Юрьевна.
Существует федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) — он диктует обязательные требования к образовательной программе для дошкольников. Согласно нему, такая программа должна содержать в себе направление художественно-эстетического развития. [5]
Публикация «Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы» размещена в разделах
Художественно-эстетическое развитие направлено на формирование у дошкольника понимания мира природы и элементарного представления о видах искусства — изобразительного, литературного, декоративно-прикладного, музыкального и театра. Оно так же формирует у ребёнка такие человеческие качества как доброта, уважение, вежливость, ответственность и аккуратность. Другими словами, художественно-эстетическое образование имеет интегрированную направленность и затрагивает различные отрасли творческой и культурной деятельности.
Педагог Нагорная Л. А. говорит о том, что художественно-эстетическое образование — особая грань воспитания дошкольника, которая активизирует его познавательность, формирует познание нравственной стороны деятельности и обогащает его эстетический опыт. [3]
Кроме познавательного, эмоционального и ценностно-смыслового развития, художественно-эстетическое образование развивает физические способности дошкольника. Театрализованная деятельность и хореография, пение, музыкальное сопровождение и художественное слово стимулирует развитие пространственно-ориентировочных действий, укрепляет дыхание и развивает фонематический слух соответственно. В процессе лепки и рисования происходит развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на формирование и совершенствование речи дошкольника.
Художественно-эстетическая деятельность развивает коммуникативные навыки и даёт возможность самовыражения, что стимулирует развитие внимания, воображения, образного мышления, креативности и того, что мы называем талантом. Художественно-эстетическое образование позволяет не только познакомить дошкольника с устройством и культурой окружающего мира, творческой деятельностью, но и активизировать его заинтересованность к конкретному предмету за счет получения знаний, навыков и результатов. Важно отметить и то, что оно формирует у дошкольника представление о родине: знакомит с местным менталитетом, обычаями и традициями, историей и современностью.
Основная тенденция художественно-эстетического образования в дошкольных учреждениях сегодня — всестороннее развитие их воспитанников и формирование целостной гармоничной личности. Поэтому современное образование носит интегрированный характер, то есть затрагивает различные направления творческой деятельности, культуры и искусств.
Отсюда вытекает ещё одно направление – тенденция полноценного эстетического развития. Художник Неменский Б. М. в своей книге «Познание искусством» отмечает, что учить нужно не искусству, а искусством. [4] В контексте дошкольного образования это означает, что воспитанники детских садов должны не просто изучать готовые произведения искусства, но и принимать непосредственное участие в создании собственных – рисовать, лепить, играть в театре, петь и заниматься другой творческой деятельностью. Это развивает творческое начало, восприятие и чувство прекрасного, формирует стремление в изучении искусств.
Тенденции ведут за собой ряд проблем, с этим связанных.
Основная проблема, которая особенно касается сельских детских садов, — создание развивающей предметной среды, которая бы позволила охватить все направления художественно-эстетического развития. Малонасыщенная и редко обновляемая среда обеспечивает творческую и познавательную активность дошкольников не в полной мере. Отсутствие театральной студии в детском саду ведет к тому, что его воспитанники недополучают знаний и навыков об этом важном предмете художественно-эстетического образования.
Ещё одна проблема — малокомплектный детский сад — это когда в одной группе находятся дети с большим возрастным диапазоном, например, от двух до четырех лет. Сложность заключается в организации таких занятий, которые были бы интересны и полезны для каждого воспитанника с точки зрения его возраста, физических способностей и предпочтений. Отсюда вытекает следующая — проблема в выборе наиболее эффективных методических пособий и организационных инструментов. Существует множество педагогических пособий и рекомендаций по организации занятий в младших дошкольных группах, и выбрать наиболее подходящее удается только посредством практики — внедрения такой методики или программы непосредственно в группе детей разных возрастов.
Существует ещё одна – проблема организации интегрированного художественно-эстетического воспитания, а именно синтеза искусств (живопись, литература, лепка, театр, хореография) и образовательных областей (познавательное, коммуникативное, речевое, художественное, эстетическое развитие, видов деятельности и интеграции качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, чувственность, креативность, инициативность, увлеченность). [1]
Художественно-эстетическое образование должно включать в себя содержательные основы различных видов культуры, то есть быть одновременно разнообразным, полезным и, конечно, результативным — должны быть заметны изменения в развитии личности воспитанника.
Список источников:
1. Бутенко Н. В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. – 2016. – C. 58-59
2. Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности // Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – 2008. – С. 11
3. Нагорная Л. А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2014. - № 3 (3). - С. 98-100
4. Неменский Б. М. Познание искусством // И. УРАО. – 2000. – С. 79
5. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Минобрнауки. – 2013. – II глаза. – С. 6-8