Алевтина Владимировна
Современные технологии здоровьясбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Публикация «Современные технологии здоровьясбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы. Особую значимость приобретают здоровьесберегающие технологии, ценностные ориентиры здоровья и образовательное пространство физической культуры их формирующее. Значительный спектр таких технологий предлагается отечественными учеными (В. Ф. Базарный, В. К. Бальсевич, М. М Безруких и др). Здоровьесбережение - процесс специально организованных для полноценно здоровой жизни на каждом этапе возрастного развития человека физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профиктических и других мероприятий. В понятии «здоровьесберегающие технологии» интегрируются образовательный и оздоровительный процессы, оказывающие разноплановое воздействие на ребенка: педагогическое-через личность педагога и применяемые им методы; оздоровительное-оказываемое группой специалистов (врач, педагог по физической культуре, психолог и т. д.); семейное - через родителей; административное - кадровое, материально-техническое, информационное и методическое обеспечение сферы физической культуры. Здоровьесбережение реализуется путем внедрения специальных технологий. Все технологии должны быть основаны на систематичности, последовательности и регулярности использования. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения.
Концепция здоровьесберегающего образования включает такие направления деятельности как:
Здоровьесберегающее обучение;
Активизация физической деятельности;
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
Пропаганда здорового образа жизни;
В результате медицинского обследования детей, мы видим совсем не радостные показатели здоровья детей. Проблемы с осанкой, плоскостопие, нарушение зрения, частые простудные заболевания и это не весь перечень проблем. Мы задумались над тем, как же улучшить ситуацию в пользу наших воспитанников? Пришли к твердому выводу о том, что проект здоровьесберегающих методов в ДОУ должен подразумевать четкий алгоритм деятельности всего персонала учреждения (администрации, педагогов, медицинских сотрудников, музыкального руководителя, физкультурного работника, логопеда) по созданию здоровьесберегающей среды. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : Приобщение детей к физической культуре. Использование развивающих форм оздоровительной работы. К основным направлениям здоровье сберегающей деятельности в нашем детском саду относятся: - организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; -организация здорового сбалансированного питания; -обеспечение психологической безопасности детей; -физическое воспитание детей.
Какие же технологии здоровьесбережения используем мы? Во - первых это физкультурные занятия, им уделяется особое внимание. Они включают в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, досуги, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе. Большое внимание уделяем закаливающим процедурам, которые проводим круглогодично, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья ребенка. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные дети, как правило, не простужаются. Закаливание повышает устойчивость организма ребенка к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. У нас осуществляются следующие виды закаливания: гимнастика пробуждения, босохождение после сна по напольному массажному покрытию (профилактика плоскостопия, умывание, оздоровительный бег, физические упражнения после дневного сна, дыхательная гимнастика, нахождение детей в групповой комнате в течение дня в облегченной одежде, прогулки на свежем воздухе, при правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Мы считаем, что закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Обязательным условием является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Проводится противоэпидемическая работа в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, а также витаминопрофилактика. Используем технологии сохранения и стимулирования здоровья : стретчинг (специальные упражнения под музыку) упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия. Стретчинг повышает общую двигательную активность, такие упражнения направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. Динамические паузы применяются воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности 2 – 5 мин. по мере утомляемости детей. Комплексы физкультминуток включают дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. Подвижные и спортивные игры используются как часть непосредственно образовательной деятельности области «Физическая культура», на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Игры проводятся инструктором по физической культуре и воспитателями и подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. Просветительно-воспитательная работа с детьми представлена методическими разработками бесед, направленных на воспитание здорового образа жизни у дошкольников. Просветительно-воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций на родительских собраниях и индивидуально, через папки – передвижки, а также используем ИКТ для общения с родителями онлайн. На информационных стендах для родителей в каждой группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики). Приобщаем родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни и недели здоровья и др.); В нашей работе мы используем такие технологии как : сказкотерапия, проводится воспитателями два раза в месяц во второй половине дня в совместной деятельности; технологии музыкального воздействия (внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня, которые проводятся музыкальным руководителем в музыкальном зале). Дети - это наше будущее! И сегодня только от нас зависит, какое оно будет. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Таким образом, целью нашей работы является помощь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Литература
1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. 2. Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста". 3. Ланда Б. Х. Мониторинг в управлении здоровьесбережением учащихся образовательных учреждений: обучающие методика и технология : учебное пособие.