Оксана Абрашкина
Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В настоящее время общество крайне изменилось и соответственно меняются семейные отношения. Во времена Советского Союза практически все члены семьи что-то, когда-то коллекционировали и каждый ребенок уже с детского сада знал, что такое коллекционирование и обязательно что-то собирал это могли быть марки, этикетки, значки и др. Сейчас возможность занятия этим интересным делом намного разнообразней, но редко кто коллекционирует, а дети вообще не имеют об этом представления. Это приводит к снижению уровня педагогической компетентности родителей, недостаточному выполнению ими воспитательных функций, а следовательно к эмоциональному неблагополучию детей.
Публикация «Проект „Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования“» размещена в разделах
Для решения поиска данной проблемы и возрождения традиции семейного коллекционирования я установила тесные контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников. Для этого необходимо применение новые форм партнерских отношений: творческие мастерские, семейные конкурсы, клубы, выставки, развлечения, фестивали семейного творчества.
Ребенок 5-го года жизни проявляет большой интерес в получении знаний и представлений об окружающем мире. Но у ребёнка нет соответствующих навыков и умений самостоятельно добывать эти знания, поэтому очень важна помощь окружающих взрослых, которые помогут ребенку разобраться во всех вопросах.
Очень интересным, полезным, познавательным способом поддержания познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, является коллекционирование. Коллекционирование доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальный интерес и удовлетворяющий потребности «в собирательстве сокровищ». В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы.
Коллекционирование – долгий творческий процесс требующий определенного терпения. Мир коллекционирования многообразен это-природный материал (гербарий, ракушки, камни и т. п., и предметы рукотворного мира (модели автомобилей, фарфоровые фигурки, мягкие игрушки, расписные ложки, календари, марки, значки, ручки, заколки, предметы истории (открытки, предметы быта) и многое другое.
Родителям стоит лишь увлечь ребёнка, предложить начать собирать коллекцию, отвести самое лучшее место для коллекции, рассказать о своих детских коллекциях, показывать всем гостям, пусть ещё небольшую, но бережно хранимую коллекцию своего ребёнка. Так, незаметно для ребёнка и для себя эта затея станет очень увлекательной и, может быть, на долгие годы. Главное, делать это увлечённо и эмоционально. Ребёнок, в дальнейшем, будет сам проявлять инициативу по пополнению своей коллекции. А если он увидит и другие коллекции, то проявит ещё больший познавательный интерес к окружающему миру.
Значимость выставки коллекций достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают экспонаты: марки, значки, магниты и фигурки, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, но и сами рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют. Все это зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны, общества.
Если создать мини-музей коллекций в детском саду – это будет первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике.
Цель:
Развивать и поддерживать интерес к коллекционированию, вызвать интерес к созданию собственной коллекции;
Задачи:
- Расширять кругозор, развивать познавательную активность;
-Развивать интерес, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать;
-Развивать творческий потенциал, любознательность.
Этапы работы:
1 этап-сбор информации о коллекционировании в семьях воспитанников, накопление исторической информации о собираемых предметах;
2 этап-использование коллекций в совместной работе с детьми, изучение истории коллекционируемых предметов, подготовка к оформлению визитной карточки коллекции;
3 этап-организация и представление самими детьми собственных выставок коллекций.
Используемые методы и приемы:
Организация и представление коллекций в детском саду;
Просмотр слайдов и чтение познавательной литературы о коллекционируемом предмете;
Индивидуальные беседы с детьми по интересам;
Оформление совместно с родителями визитной карточки коллекции;
Презентации детских коллекций на муниципальном уровне.
Ожидаемые результаты:
Развивается познавательная активность, расширяется кругозор;
Повышается интерес к данной деятельности, ребенок сравнивает, анализирует, обобщает;
Возрождение семейных традиций таких как коллекционирование.