Руфия Салахутдинова
Современные проблемы семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья.
Публикация «Современные проблемы семейного воспитания» размещена в разделах
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб типа «дрался». Не зря многие великие педагоги считают, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Каждый день из средств массовой информации мы узнаем об очередной трагедии, происшедшей с детьми в семье, либо в образовательной организации. Взрослые в ежедневной суете, в погоне за материальными благами и восхищении ложными звездами не замечают, что происходит в жизни их собственных детей. Чаще всего дети в ответ на свои вопросы слышат: «Я занят (а)», «Не мешай», «Я сегодня очень устал (а)» и т. д. Современный родитель тратит очень много времени на работу, но радует то, что есть такие родители, которые, не смотря на занятость, всегда могут уделить время для общения со своим ребенком. Жаль, что достигая тех или иных благ, родители стараются их выставить напоказ, не замечая никого на своем пути, даже своего ребенка. В такой ситуации страдают все, но прежде всего дети. Выходит так - говорят, общаются, но не слышат друг друга, не откликаются. Совместное общение позволяет ребенку ощущать свою значимость, любовь и внимание со стороны взрослых. Он развивается, принимает опыт общения, осознает свою значимость, понимает, что его любят и ценят.
Семья - есть исходная, первоначальная ячейка общества и от того, какая обстановка и отношение будет в семье зависит дальнейшая жизнь ребенка. В разных семьях, конечно различные проблемы. Самое главное видеть проблемы в своей семье и грамотно решать, и преодолевать их вместе. Упустив малую проблему, можно не заметить, как она перерастет в значимую и опасную для общества.
Однако основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло.
В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические – потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и пр. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи.
Нельзя не затронуть проблему техносферы, в которой живет современное общество. Через СМИ (интернет, телевидение) идет большой объем информации. Зачастую информация агрессивная. Родители проводят время в социальных сетях и завлекают туда детей. Ведь ребенок воспитывается на примере своего родителя. Все время взрослых проходит у компьютера, и ребенок не имеет представления о том, что можно вместо сидения за компьютером шить, рисовать, печь и т. п. Культ “хозяек” уходит в прошлое.
Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:
“Ребенок напоказ”.Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает.
“Ребенок - помеха”. Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки, так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока.
«Ребенок – центр вселенной». Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения.
Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны. Из практики видно, что, чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути. Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо создавать благоприятные условия в группе, атмосферу тепла и доброжелательности, чтобы каждый родитель хотел обратиться к воспитателю за консультацией. Непрерывное обучение взрослых и детей не даст развиваться проблемам и исключит многие ошибки!
Конфликты «воспитатель и родитель»
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому задача педагогов ДОУ заключается в том, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками образовательного процесса. Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиватьсядруг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Перечислим поводы для возникновения конфликтов со стороны родителей, часто встречающиеся в нашей практике:
– с ребенком мало занимаются в саду;
– не создают должных условий для укрепления его здоровья;
– не могут найти подход к ребенку;
– используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
– плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную футболку);
– ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал;
– ограничивают свободу ребенка;
– часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
– не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.
И хотя этот список далеко неполный, по нему видно, что родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и к воспитателю в первую очередь.
Конечно, у воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
– неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут выразить свою позицию на повышенных тонах при ребенке;
– забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
– забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
– приводят детей в садик совершенно неподготовленных (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
– поздно забирают детей;
– плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти
подход);
– предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Конфликт «педагог — родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник — подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Педагогам, желательно осознать и осуществлять на практике взаимодействия «на равных». Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора воспитателя с родителями : категоричность высказываний, повышенный тон. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию родителей. Правильным действием со стороны воспитателя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию родителей. Мы должны уметь сдерживать свои эмоции.
Можно ли свести конфликты к минимуму?
Можно, если мы, педагоги, будем следовать следующим правилам:
• Первое — информировать родителей еще до того,как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том,что там будет происходить не только в плане расписанияи распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. С этой целью проводим ознакомительное собрание для родителей вновь поступающих.
• Второе — показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Объясняем, что все конфликты необходимо решать непосредственно в ДОУ, не прибегая к вышестоящим органам.
• Третье — педагогам научиться доносить грамотноинформацию до родителей. Например, сообщая чтолибо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему.
• Четвертое — опытный, мудрый педагог просто «забывает» о конфликтах. Мы должны встречать родителей с улыбкой, доброжелательно и обязательно обращаться по имени-отчеству.
• Пятое — научитесь выжидать паузу, прежде чемдавать ответ или высказывать своё мнение.
• Шестое —обязательно включайте конфликтных родителей в творческую деятельность (творчество открывает в людях лучшие стороны личности, а совместнаядеятельность сближает).
• Седьмое—проанализируйте типичные жалобы. Еслиони систематически поступают от разных родителей, возможно, воспитателю стоит изменить какие—то моментыв своих отношениях к родителям или общении с детьми.
• Восьмое — очень важно сохранять открытостьк критике и готовность меняться. Воспитатель долженпомнить : профессиональной задачей педагога являетсяумение «транслировать» этику общения родителями научить их делать также.
Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены.