наталья митрофанова
Современные проблемы дошкольной педагогики в игровой деятельности
▼ Скачать +Заказ
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
Проблема развития игровой деятельности дошкольников интересует многих ученых и практических работников.
В настоящее время актуальность игры очевидна, это и свободная деятельность детей, и процесс обучения. Диагностика игровой деятельности детей показала, что:
- дети играют сами по себе;
- не хотят и не умеют делиться игрушками;
- не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;
- у детей нет взаимопонимания между собой в игре.
-игра оскудела по содержанию;
Публикация «Современные проблемы дошкольной педагогики в игровой деятельности» размещена в разделах
-игра носит однотипный характер, нет продолжения сюжетной линии;
- многие родители не принимают участия в играх детей дома.
В настоящее время одним из наиболее перспективным направлением в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающий интеграцию образовательного процесса ориентированного на развитие личности предусматривающего в своей основе личностно- ориентированную модель образования.
Игровые образовательные технологии опираются на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребенка и осуществляет плавный переход от ведущего вида деятельности игры к учебной деятельности. Роль педагога заключается в создании и организации предметно- пространственной среды.
Проблема в условиях - это отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.
На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в процессе и профессиональной деятельности можно увидеть и сформулировать следующие проблемы в профессиональной деятельности :
-пассивная роль семьи в образовательном процессе;
- недостаточное знание педагогов (новых образовательных технологий);
- недостаточное обеспечение материально-технической базы: учебно-методических пособий, мебели, оборудования, технических средств обучения, дидактических игр, раздаточного материала.
- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.
На фоне не решения материально- технического обеспечения дошкольного образовательного учреждения невозможно в полной мере раскрыть возможности современных методов обучения и каждую из этих проблем нельзя рассматривать как отдельно взятую.
Основой организации деятельности детей и педагога при решении образовательных задач является системно - деятельностный подход. Он предполагает в входе образовательного процесса формирование интегративных качеств личности, соответствующих требованием современного российского общества.
Основные принципы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определены Федеральными государственными требованиями в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования :
-принцип интеграции образовательных областей (взаимосвязь и взаимопроникновение образовательной области «Социализация» с другими образовательными областями: «Коммуникация». «Познание», «Безопасность», «Труд», «Художественное творчество». «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»,то есть происходит интеграция разнообразных видов детской деятельности. Интеграция способствует усилению деятельностной основы усвоения детьми содержания образовательных областей, стимулирует их познавательную активность, потребность и интерес узнавать что-то новое;
- принцип комплексно- тематическое построения. О подчиняет воспитательно-образовательный процесс теми, которая рассматривается в течение определенного времени, охватывает все основные направления развития детей.
-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту игровой форме работы с детьми. Игра является ведущим видом деятельности и основной формой работы с детьми дошкольного возраста и по своей сущности соответствует закономерности онтогенеза дошкольников. Предполагает использование новых инновационных форм: игра-путешествие, игра-эксперимент, игра-проектирование, играс элементами ТРИЗ, РТВ, дидактическая игра, игра- обсуждение после прослушивания, игра-встреча, игра- посещение, игра-викторина, игра-беседа. Данные формы организации совместной деятельности педагога и детей обогащают мотивацию коммуникативной деятельности, позволяют каждому ребенку задействовать природный механизм освоения картины мира во всех ее проявлениях без особых ее усилий. Реализации в непосредственной образовательной деятельности осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности и в режимных моментах. При организации совместной деятельности можно использовать следующие игровые формы : развлечение, посиделки, в гостях у сказки, клуб. Поскольку личность ребенка формируется в процессе ежедневного общения со взрослыми и сверстниками большое значение отводится сюжетно-ролевой игре;
-принцип вариативности- предполагает использование разнообразных средств: технических, наглядных, дидактического, наглядного материала;
-принцип развития в деятельности. Процесс воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Педагоги используют активно дидактические игры. Дидактические игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Широко используются в работе педагогами игры с предметами и настольно-печатные игры.
- В работе с детьми используются два вида организации совместной деятельности детей и взрослых :
• По типу управления: в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми основная роль принадлежит взрослому, который учит ребенка тому, что умеет сам, он определяет цель (результат) и параметры деятельности, направляет, рассказывает, что и как необходимо делать;
• По типу сотрудничества: в совместной деятельности общение ребенка со взрослыми происходит на равных. Ребенок выступает как полноценный субъект соучастник действительности: он ставит цель, ищет пути и способы их достижения, реализует свои потребности, интересы, волю.
Партнерство в совместной деятельности дает ребенку уверенность в своих силах и повышает его познавательную активность.