Оксана Ионова
Современные подходы к экологическому образованию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников.
Именно в этот период начинается формирование экологической культуры человека. Неслучайно термины «экологическое воспитание», «экологическое образование» стали обычными в лексиконе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Появились многочисленные разработки экологических мероприятий, проводимых с дошкольниками.
Публикация «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников» размещена в разделах
Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих:
1. Традиционные для отечественной педагогические подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевает, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка.
2. Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.
3. Мировой опыт. В настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления.
Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.
4. Современная школьная экология. В начале 90-х годов в отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений иногда пытались переносить содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад. При этом информация недостаточно адаптировалась, а слабое понимание самим воспитателем экологии приводило к тому, что он старался строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, недоступной и ненужной для дошкольников. Такой подход вел к потере интереса детей к занятиям и перегрузке излишней информацией. К счастью, такой подход уходит из дошкольного образования, однако некоторые его элементы нет-нет да и появятся снова. Поэтому содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя мы должны помнить о них при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.
Инновационные формы и методы экологического образования дошкольников :
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации; письмо-жалоба от жителей живого уголка, жителей леса, сада; диалоги с природой; экологическая идентификация; мультимедийные презентации; интерактивные игры; моделирование; фенологические календари природы; мнемотехника; проектно - исследовательская деятельность; опыты; агитационные плакаты; экологические акции; работы с родителями (привлекать родителей участвовать в конкурсах, развлечениях, выставках; тематические буклеты; кейс-метод, квест и т. п.
Таким образом, выбор какой-либо организации работы с детьми в рамках экологического образования зависит в первую очередь от наличия в дошкольном учреждении определенных компонентов эколого-развивающей среды. При наличии возможностей воспитатель может использовать как классические (экскурсии, организация наблюдений, дидактические игры, так и современные (творческая работа, праздники – развлечение) формы. Для работы по экологическому образованию утверждены методики и разработан понятийный аппарат, определены необходимые условия обучения и обозначены необходимые условия обучения, обозначены ключевые компоненты для дошкольников разного возраста. Особое значение имеет совместная с родителями деятельность педагога по экологическому образованию дошкольников. В зависимости от наличия в образовательном учреждении тех или иных компонентов эколого-развивающей среды, педагогический коллектив выбирает наиболее оптимальные формы работы с детьми.