Султанова Галина Анатольевна
Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи в развитии физических качеств дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Султанова Галина Анатольевна
студент,
«Оренбургский государственный педагогический университете»,
Михайлова Наталия Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
"Педагогики дошкольного и начального образования", ОГПУ,
г. Оренбург
Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи в развитии физических качеств дошкольника
Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи в развитии физических качеств дошкольника» размещена в разделах
Аннотация. В статье мы рассматриваем современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи в развитии физических качеств дошкольника. На примере рассматриваем подробнее взаимодействие нашего детского сада и семьи в процессе физического развития и воспитания детей. Главную цель мы направляем на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста через сотрудничество детского сада и семьи.
Ключевые слова. Дошкольник, развитие физических качеств, дошкольная организация, семья, взаимодействие семьи и детского сада.
Mikhailova N. W. Sultanova G.А.
Modern approaches to the organization of interaction of kindergarten and family in the development of physical qualities of preschool children
Annotation. In article we consider modern approaches to the organization of interaction of kindergarten and family in development of physical qualities of the preschool child. On an example we consider in more detail the interaction of our kindergarten and family in the process of physical development and education of children. Our main goal is to preserve and strengthen the physical and mental health of preschool children through the cooperation of the kindergarten and the family.
Keyword. Preschooler, physical development, preschool organization, family, family and kindergarten interaction.
В жизни ребенка в дошкольном возрасте, выступают два важных социальных институтов, это семья и дошкольная образовательная организация. Они между собой взаимосвязаны и друг без друга существовать полноценно не могут. Ни одна программа не сможет дать результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОО, если в детском саду не создано единое воспитательно–образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.
В современных условиях образования семья как социальный институт несет основную ответственность за воспитание детей, а все остальные образовательные организации могут оказывать своевременную поддержку в воспитании ребенка [6].
И так семья стала признаваться приоритетной в воспитании детей, то изменились требования взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. По мнению Т. А. Куликовой и О. Л. Зверевой, эти изменения нашли свое отражение в таких понятиях как «сотрудничество» и «взаимодействие» [1,2].
Исследователь О. Л. Зверева в своих работах утверждает, что «сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать» [1, с. 9].
В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» трактуется «как взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка» [3].
В процессе взаимодействия семьи и детского сада необходимо отметить важность личностных качеств педагога, включающих способности разрешать проблемные ситуации, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания конкретного ребенка. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» [5].
Система дошкольной организации заключается в том, что педагогический процесс становится более гибким, свободным; отношения между всеми субъектами этой системы приобретают гуманный характер [6]. Родителям предоставляется возможность внести вклад в образовательную работу педагог. Например, организовать экскурсию, поход в ближайший лес, на речку; принимать участие в спортивных мероприятиях; оказать помощь в оснащении группы, участка и др. Участие родителей в работе дошкольной организации положительно влияет на педагогический процесс, в том числе на его субъекты. Система дошкольной организации позволят раскрыть способности в какой-либо деятельности всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) [4].
Взаимодействие детского сада и семьи включает применение педагогом разнообразных форм в работе с родителями. Выделяют групповые и индивидуальные формы работы.
К групповым формам работы относятся проведение родительских собраний, коллективных консультаций, лекторий и др.
Индивидуальные формы работы включают: индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.) [2].
В условиях дошкольной организации родители предоставляется возможность наблюдать за ребенком в течении пребывания ребенка в группе, увидеть, чем ребенок занимается, как ведет себя с другими сверстниками. Наблюдения за реальным педагогическим процессом в группе, дают возможность родителям заимствовать лучшие методы и приемы работы с детьми [1].
Кроме перечисленных форм взаимодействия детского сада и семьи, взаимодействие осуществляется «через ребенка». Например, организовывая вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Многие дошкольные организации работают «Телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Залогом здоровья дошкольника в будущем может стать, если в семье и детском саду его будут обеспечивать психологической защитой, рациональным режимом двигательной активности, формируют представления в области физической культуры, основой устойчивого здорового образа жизни.
На примере рассмотрим подробнее взаимодействие нашего детского сада и семьи в процессе физического развития и воспитания детей. Главную цель мы направляем на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста через сотрудничество детского сада и семьи.
Исходя из поставленной цели, возникают следующие задачи:
- создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей ДОО;
- способствовать созданию содружества «родители – дети – педагоги» через активное включение родителей в образовательный процесс в рамках сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития;
- повышение уровня знаний родителей в области здоровья и физической культуры;
- предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОО по вопросам формирования основ физической культуры и здоровья детей.
Практика показывает, что семья играет определяющую роль в формировании личности ребенка. Поэтому особое внимание уделяем разнообразным формам по вовлечению родителей в физкультурнообразовательный процесс по направлениям:
- повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития ребенка;
включение родителей в физкультурно-оздоровительный процесс ДОО;
- помощь в освоении родителями способов построения детскородительских отношений в контексте физического развития.
Работа с родителями строится с рядом принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы :
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду. Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. Для установления партнерских отношений с семьями каждого воспитанника, для создания атмосферы взаимоподдержки и общности интересов строим свою работу посредством разнообразных форм.
Формы работы
В индивидуальных беседах родители узнают о неоценимой пользе занятий физкультурой и спортом не только для физического развития, но и для умственного, нравственного, эмоционального и социального развития их малыша. Рассуждаем о перспективе будущего, то есть о влиянии положительной мотивации к занятиям физкультуры и спорту на протяжении всех этапов жизни человека.
Наглядно-информационные формы, такие как папки-передвижки буклеты, памятки, газеты, которые нацелены на ознакомление родителей с условиями, задачами, содержанием и методами физического воспитания и развития дошкольников.
Информационно-аналитические. Это тесты, опросники, анкетирование родителей. Такие формы направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности в вопросах физического развития и воспитания детей.
На основании таких данных семьи воспитанников можно условно разделить на следующие группы:
1. Родители, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу;
2. Родители, которые разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта;
3. Родители, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка.
Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме с использованием мультимедийных презентаций, где родители видят физкультурно-оздоровительную и спортивную жизнь своего ребенка в детском саду; организовываем выставки «Наши труды»; приглашаем опытных тренеров в агитационных целях, а также юных спортсменов школьного возраста с практическим представлением своих умений и навыков.
Организуем открытые занятия-всеобучи. Многие родители не знакомы с методами и формами проведения физкультурных занятий, поэтому с удовольствием принимают участие и как слушатели, и как участники образовательного процесса вместе с детьми. Такие занятия дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность.
Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки. На таких занятиях родитель выступает для ребенка в качестве тренера – помощника - партнера. Ведь всегда пример родителей является для ребенка самым значимым и важным.
Ежегодно проводим «Дни открытых дверей». Родители присутствуют на утренней гимнастике и в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Физическая культура», знакомятся с формами оздоровительной работы в ДОО, получают консультацию специалистов, знакомятся с организацией питания, дневного сна, закаливания, прогулок и т. п. Это дает возможность познакомить родителей с дошкольной организацией, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проведение совместных акций, например «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!», которые формируют у детей и взрослых позицию признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укреплении своего здоровья.
Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурнооздоровительной деятельности.
Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает большой восторг и бережное отношение к оборудованию, желание использовать его как можно чаще.
Также привлекаем родителей к совместной спортивно-досуговой деятельности с детьми вне детского сада : поход на лыжах, посещение катка и плавательного бассейна, игры в футбол и т. д. Совместные семейные спортивные праздники – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях. Стало традицией участие детей и родителей в спортивных мероприятиях, как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне: «Зеленая дорожка, «Семейные старты». Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность.
Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволила заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь нашего ДОО. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
Таким образом, отношения дошкольной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется через: включение родителей в образовательный процесс; создание педагогических условий, направленных на реализацию творческого потенциала педагогов, родителей, детей; предоставление информационно-педагогического материала; разработку программы совместной деятельности детей и родителей; применение педагогического такта, учета индивидуальных интересов как родителей, так и детей; уважительных взаимоотношениях семьи и дошкольной организации.
Литература:
1. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник и практикум для СПО / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 219 с. — ( Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8341-8.
2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Изд-во: М. : ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2006 г., 996 с. ISBN : 5-902638-10-0
4. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2007. – 111 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).
6. Якуничев, М. А., Голышенков, СП., Вершинина И. В., Волкова, О. Н. Сущность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» в контексте культурологического подхода к образованию школьников / Валеология. — 2006.-№3. —С. 52-59.