Евтихова Ольга
Современные подходы к определению содержания и методики воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Современные подходы к определению содержания и методики воспитания детей дошкольного возраста
При изучении дошкольной педагогики рассматриваются следующие направления дошкольного воспитания :
• 1) физическое;
• 2) познавательное и умственное;
• 3) социально-коммуникативное и нравственное;
• 4) художественно-эстетическое.
Физическое развитие и воспитание
Публикация «Современные подходы к определению содержания и методики воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В узком смысле физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометрическими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др.). В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер).
Физическое развитие является объектом постоянного внимания специалистов. Своевременное и полноценное физическое развитие является залогом здоровья и основой формирования произвольного двигательного поведения, в качестве критериев его оценки у дошкольников можно выделить следующие:
• — запоминание и удержание правил во времени;
• — выбор средств для организации своего поведения;
• — планирование, контроль и выполнение действия по правилу, образцу;
• — предвосхищение промежуточных и конечных результатов своих действий, а также возможных ошибок;
• — умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• — торможение импульсных реакций.
Одним из условий успешного физического развития является физическое воспитание.
Физическое воспитание — организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности.
Целью физического воспитания является формирование привычки к здоровому образу жизни.
Разностороннее развитие детей выступает при этом в качестве принципа физического воспитания.
При этом наряду с общепедагогическими дидактическими принципами, имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания :
• — всестороннее и гармоническое развитие личности;
• — связь физической культуры с жизнью;
• — оздоровительная направленность;
• —непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
• — постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
• — цикличность построения занятий; возрастная адекватность физических упражнений.
Традиционно различаются три группы методов
• 1. Наглядные методы
• 2. Словесные методы
• 3. Практические методы
Согласно другой классификации, к методам физического воспитания относятся :
• - методы диагностики уровня двигательной активности и физического развития детей;
• - методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности;
• -методы организации двигательной деятельности детей;
• - методы регулирования и контроля двигательной деятельности.
Специальные методы :
• -методы развития силы
• - методы развития быстроты движений
• - методы развития выносливости
• - методы развития гибкости :
• -методы развития ловкости
Существуют следующие организационные формы.
1) физкультурные занятия..
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня ;
3) самостоятельная двигательная активность детей;
4) активный отдых.
Физическая культура личности как результат физического воспитания представляет собой сложное системное образование, в котором все компоненты структуры имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга:
• — мотивационно-потребностный компонент является главной побудительной, направляющей и актуализирующей двигательные и физические возможности силой, определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности в сфере освоения физической культуры;
• - когнитивно-интеллектуальный компонент определяет кругозор личности, направленность ее оценок, содержание ценностей и представлений о здоровом образе жизни, специфику рефлексии результатов двигательной активности и деятельности, тесно связан с социально-духовными ценностями, принятыми в данной культуре;
• — физкультурно-деятельный компонент характеризует специфику организации и самоорганизации двигательной и физкультурной активности ребенка на основе усвоенных ценностей и сформированных представлений.
Социально-коммуникативное и нравственное развитие и воспитание
Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС дошкольного образования, включает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Оно тесно связано с нравственным развитием дошкольников, предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Нравственное развитие — процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания :
• 1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
• 2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;
• 3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
• 4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания :
• — формирование нравственного сознания;
• — формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;
• — формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
• — воспитание полезных навыков и привычек поведения;
• - формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности и ее отдельных компонентов: формирование мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного компонентов.
В качестве средств нравственного воспитания выступают : в раннем и младшем возрасте — микросреда; в среднем дошкольном возрасте — мезосреда; в старшем дошкольном возрасте — макросреда.
Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:
• - ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);
• - организация их деятельности (игры, труд и т. д., включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;
• — общение с природой;
• - художественные средства: народный фольклор, музыка, кино- и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают и методы нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.
Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы :
• - стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);
• - формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);
• - формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:
• — организации совместной деятельности взрослых и детей
• — организации самостоятельной деятельности детей
Социальные и нравственные чувства — переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т. д.).
Социально-нравственная культура — степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизни.
Социально-нравственные качества — постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.
Социально-нравственные ценности — ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. «Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно — то, что впоследствии вы сочтете злом» (Э. Хемингуэй).Познавательное и умственное развитие и воспитание
Познавательное развитие, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, предполагает развитие любознательности, интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление активности, обеспечивающей формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Оно отражает те изменения в образе себя и картине мира, которые связаны с умственным развитием ребенка.
Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
Умственное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания.
Умственное воспитание — специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом заключаются задачи умственного воспитания. Связанные с ними условия и этапы умственного воспитания дошкольников.
Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.).
На второй ступени происходит освоение основных форм мышления. А. А. Люблинская выделяет четыре основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно-действенном плане:
• - первая фаза характеризуется тем, что ребенок осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть;
• - вторая фаза соответствует выявлению реальных условий познавательной задачи с помощью поисковых и пробующих действий;
• -третья фаза дает возможность соотнести условия задачи с основной целью;
• - четвертая фаза характеризуется тем, что выстраивается вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости найти существенные связи и отношения объектов и явлений, которые не представлены в наглядной ситуации, и представить их в целостном и организованном виде.
У детей дошкольного возраста И. С. Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами на этапе наглядно-образного мышления:
• - первый тип характеризуется умением представлять предметы или их части в различных пространственных положениях;
• - второй тип — умение преобразовать структуру и пространственное положение образца;
• - третий тип — построение принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходных образов.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др.
Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста : связано с формированием элементарных естественно-научных и историко-географических представлений детей, развитием речи и ФЭМП, экологическим образованием. Это неспецифическое содержание.
Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций (по Дж. Гилфорду) : фигуральный тип — информация представлена в виде образов;
• - символический тип — информация дается в форме условных знаков;
• - семантический тип — информация дается словами;
• - поведенческий тип — невербальная информация по взаимодействию людей.
Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание : предметная и игровая, продуктивная деятельность детей, ознакомление с окружающим миром, учение.
Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:
К первой группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.
Ко второй группе относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.
Сериация — упорядочивание объектов по выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при его изменении в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (в том числе числа); строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.
Классификация — мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.
Результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка. В настоящее время данный термин употребляется в двух аспектах:
• — культура познания как качество познавательной деятельности характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания;
• —культура познания как качество личности характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.
Метод признания детских чувств, экспресс-задания, символические обозначения сложности задания, рефлексивные вопросы и коллективные обсуждения способов работы в парах, тройках и подгруппах, прогноз и оценка альтернатив развивают у ребенка оценочный компонент культуры познания.
Методы вживания, перевоплощения, идентификации, решения задач на поиск смысла, диалог с объектом познания, беседы воспитателя с детьми развивают у них смысловой компонент культуры познания. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах познания, выражению эмоционально-оценочного отношения, актуализация новых мотивов познавательной деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание
Эстетическое развитие — процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.
На первом уровне ребенок 3—4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер.
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы.
На третьем, высшем, уровне дети 6—7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие: -организация восприятия ребенка;
-организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
-профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
-интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.
Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.
Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей.
— на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
— формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);
— освоение эстетической деятельности (;
— развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах:
• — эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательпо-образовательной работой в дошкольном учреждении.
• -принцип взаимосвязи обучения и развития. - детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности;
• - интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей.
• - художественно-эстетический принцип отбора материала
• -принципы народности и культуросообразности
-индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др. ;
- преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОО:
• - эстетическое общение
• - природа
• - искусство
• -окружающая предметная среда
• - самостоятельная художественная деятельность детей
• - разнообразные виды игр
• - разные виды труда детей
• -физические упражнения и элементы спортивных игр.
Важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. А. Ветлугина праздники и детские игры относила также к формам организации эстетического воспитания детей в ДОО. Она отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.
• 1. Игры.
• 2. Занятия.
Вовремя обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают.
В конце занятия — в оценочной его части — педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.
• 3. Выставки детских работ.
• 4. Экскурсии.
• 5. Праздники и развлечения.
Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.
1. Методы формирования эстетического сознания
2. Методы организации художественной деятельности
3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества