Светлана Ишмуратова
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей действительности. Именно в дошкольном возрасте следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, поэтому, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством познавательного развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию детей включает в себя определенные задачи:
•воспитание у дошкольников привязанности и любви к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•создание системы нравственно - патриотического воспитания;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
• знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
•воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно поделить на следующие блоки:
1.«Я и мое ближайшее окружение» (мой детский сад, моя семья, моя улица).
2.«Мой родной город, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые люди).
3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди; животный и растительный мир края).
4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).
5.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные защитники нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до современности).
6.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, промыслы, зодчество).
7.«Великие люди нашей страны» (жизнь и деятельность выдающихся личностей).
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются последовательность и систематичность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, двигательной.
Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у детей проходит в нескольких направлениях:
•воспитательно-образовательное (развлечения, игры, народные праздники);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с известными личностями);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация детского труда).
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций);
Рассмотрим, как эти направления реализуются в нашем ДОУ.
Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования работников ДОУ. Педагог должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. В этом помогут различные мероприятия: консультации, показ открытых занятий, семинары-практикумы, игры, работа творческих групп и т. д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление детей дошкольного возраста - наглядно-образное. Поэтому необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, деревней; в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, в которых содержится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить дошкольников уважать и хранить семейные традиции, почитать старшее поколение, знать свою родословную, знать традиции своей Родины. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (библиотеки, музеи, школы, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в детском саду.
В настоящее время необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, познакомиться со своим исконным началом, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой. Мы живём в Кемеровской области - Кузбассе, который богат своими традициями, праздниками, народной культурой и играми.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость новых открытий.
Формирование у дошкольников патриотизма, нравственности включает в себя уважение и внутреннюю свободу к государственной власти, любви к семье, родному краю, Родине и желание жить в мире; чувства собственного достоинства, слаженное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.