Татьяна Глущенко
Консультация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством познавательного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование элементарных знаний о правах человека. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Этому способствует организованная образовательная деятельность - темы «Что означают наши имена», «Моя мама – лучше всех», «Мой папа – солдат». Дидактические игры и упражнения: «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший?», «Помогаем малышам».
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Все это закладывается в семье. Это прогулки, наблюдения, кормление птиц зимой, ухаживание за домашними питомцами.
3. Воспитание уважения к труду.
4. Расширение представлений о родном городе и других городах России.
Естественным требованием к содержанию патриотического воспитания детей является в него: культурно - исторического, духовно – нравственного, краеведческого компонентов, а также знания истории и богатейших традиций Отечества. Краеведение охватывает все стороны человеческой жизни. Можно провести беседу «Что за край, где ты живешь? Чем знаменит он и хорош», экскурсии по родному городу, посещение мероприятий ко Дню города, выставки рисунков и фотографий со Дня города.
5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Знакомя с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда – то частью быта и труда русского народа, мы даем детям возможность познакомиться с историей, укладом жизни. «Широкая масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки».
6. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема «Россия – Родина моя». Здесь особая роль отводится знакомству с символами государства (герб, флаг, гимн). В процессе организованной образовательной деятельности дети узнают о том, что символы страны означают святость и гордость государства, олицетворяют независимость, величие и честь нашей Родины.
7. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Слушать музыку, песни, танцы, читать литературу - все это должно вызывать эмоциональный отклик, позволять узнавать традиции, обычаи других народов.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Современные подходы
Музыкально- театрализованная деятельность.
В системе работы по нравственно-патриотическому воспитанию мы уделяем особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средству эмоционально-нравственного развития дошкольников, где происходит формирование разных сторон личности.
В работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной и игровой деятельности.
Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников: «Рождество», «Святки», «Масленица».
Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми исследуют особенности работы по формированию нравственно-патриотического отношения к культурному наследию является приобщение детей к народной культуре и быту.
Народное искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, хороводами, плясками, поэтому оно так близко ему и понятно.
Данная работа знакомит детей с русским народным костюмом и костюмами людей других национальностей. Этот важный момент позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Квест – технология
Квест- технология – это командная игра.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов у детей.
Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины.
Технология лэпбук
«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.
Лэпбук – это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде.
Информация в лэпбуках представлена в виде стихов, загадок, иллюстраций, всевозможных дидактических игр, которые не только знакомят детей с теми или иными понятиями и помогают закреплять полученные знания, но и совершенствуют координацию руки и глаза, графических навыков, мелкой моторики, развивают умение детей ориентироваться в ограниченном пространстве, отражать в речи пространственное расположение предметов, логическую последовательность и речевую активность, развивают логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.
Проектная деятельность
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны: «Моя семья», «Край родной, навек любимый», «Путешествие в историю родного города», «Великая Отечественная война» .
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Информационно- коммуникативная технология
В детском саду применяют следующие технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Коллекционирование
Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.
В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Коллекционировать можно предметы народно - прикладного искусства, украшения, открытки с изображением народных костюмов, обрядов и т. д.
Таким образом, коллекционирование позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа, любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Вывод: Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.