Евгения Сибирева
Современные образовательные технологии речевого развития детей с ТНР как средство повышения качества образования в ДОУ
▼ Скачать
В последние годы, по наблюдениям логопедов и дефектологов, коррекционных педагогов число детей, которые имеют различные нарушения речи, резко увеличилось. Причем можно отметить, что детей с ТНР, которым требуется комплексный подход и длительная коррекция, стало больше, чем детей с легкими речевыми расстройствами.
Современные педагоги сталкиваются с трудностями коррекционной работы, так как дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Публикация «Современные образовательные технологии речевого развития детей с ТНР как средство повышения качества образования в ДОУ» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Поэтому педагогам приходится искать, находить и умело использовать на практике современные, инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, что значительно повышает качество образования.
Повышению уровня качества образования дошкольников с ОВЗ в коррекционном образовательном процессе способствует внедрение современных инновационных образовательных технологий.
На сегодняшний день современных инновационных методов воздействия известно достаточно много.
Современные образовательные технологии, проводимые в детском саду компенсирующего вида «Дюймовочка».
1. Информационно - компьютерные технологии в работе с детьми с нарушениями речи.
Данные технологии способствуют эффективной коррекции речевых нарушений и ускорению процесса подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Используются данные технологии как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Мультимедиа - системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют педагогу разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы. Использование информационно - компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представлять наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Использование информационно - компьютерных технологий на занятиях в коррекционном детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. Положительным моментом является и то, что применение информационно - компьютерных технологий направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Цифровые образовательные ресурсы применяются для:
- развития артикуляционной моторики;
- автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;
- развития связной речи и познавательных способностей;
- для проведения в игровой форме обобщающих заданий.
В экспериментально-исследовательской лаборатории «Любознайка» детского сада имеется интерактивный стол. Он позволяет вести индивидуальную и подгрупповую работу по различным образовательным областям.
В работе с ним используются визуальные, слуховые и кинестетические стили обучения (дети видят красочные картинки и могут их передвигать). Такой стол помогает в освоении навыков правильного речевого дыхания, фонематического анализа и синтеза, помогает автоматизировать звуки, способствует подготовке к грамоте.
Занятия с использованием компьютерных технологий, должны проводиться фрагментарно, при этом обязательно соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов.
Безусловно, большое значение в применении информационно - компьютерных технологий педагогом уделяется работе с родителями.
Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, презентации для родительских собраний с фото- и видео - материалами.
2. Телесно-ориентированные технологии в работе с детьми с нарушениями речи.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. Это проявляется в нарушении умственной работоспособности, в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, общей моторной неловкости, когда автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказывается невозможным.
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
В коррекционной работе детского сада применяются следующие виды данной технологии : биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики рук.
Биоэнергопластика.
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Биоэнергопластика является одним из инновационных, достаточно действенных приемов в коррекционной дошкольной педагогике. Термин имеет два значения: с одной стороны - это уроки пластики тела, с другой - содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата).
У ребёнка комплект красных варежек или перчаток, олицетворяющих язычок, надевая которые он выполняет гимнастику для язычка. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы.
Дыхательная гимнастика.
Речевое (или фонационное) дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Используются следующие дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи:
- упражнения для развития диафрагмального типа дыхания;
- упражнения для работы над дифференцированным дыханием;
- упражнения для выработки фонационного дыхания;
- дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
В детском саду каждое утро во время приема детей и после утренней гимнастики педагоги проводят коррекционные упражнения по развитию мелкой моторики рук с использованием индивидуальных волшебных коробочек, которые родители под руководством педагогов самостоятельно наполняют для своего ребенка.
В волшебной коробочке имеется:
- небольшой массажный мячик (для развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц,
- су- джок шар (шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание,
- прищепки - бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит руку ребенка к письму, способствуют развитию речи. Открывая прищепку, ребенок тренирует свои пальчики, у него концентрируется внимание, сила воли,
- бусины и к ним веревочка для нанизывания (бусины можно как отдельно прокатывать между ладошками, массажируя пальчики, так и нанизывать их,
- осиновая палочка (ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны,
- массажная расческа с зеркалом (снятие мышечного напряжения ладоней, активизация мышц, артикуляционная гимнастика,
- губка для мытья посуды (развитие тактильную чувствительность рук,
- пальцеход (тренировка гибкости пальцев рук).
Каждая игра сопровождается проговариванием стихов, потешек, обыгрыванием разнообразных речевых игр.
3. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями речи.
Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы со здоровьем, многие состоят на учете у невропатолога, имеют хронические заболевания; некоторые очень часто болеют простудными заболеваниями; у большинства наблюдаются нарушения осанки, слабое развитие отдельных групп мышц, нарушение общей моторики. Именно поэтому, коррекционная работа предполагает исправление не только речевых расстройств, но и здоровья, и личности детей в целом.
В коррекционной работе детского сада применяются следующие виды данной технологии : логоритмика, релаксация.
Логоритмика.
Логоритмика позволяет преодолеть речевое нарушение путём развития и коррекции двигательной сферы, соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов. Проводится логоритмика музыкальным руководителем.
Релаксация.
Напряжённое состояние нервной системы тоже препятствует свободной речи. Большинству детей с тяжёлым нарушением речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы.
Один из важных приёмов, который необходимо использовать в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, дизартрию, заикание – это релаксация.
Релаксация - особенно практикуется в группе заикающихся детей. Позволяет добиться глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения.
4. Игровые технологии в работе с детьми с нарушениями речи.
Игровые технологии, используемые педагогом - средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
В коррекционной работе детского сада применяются следующие виды данной технологии : игровая инсценировка художественных произведений, песочная игротерапия, кинезиологические игровые упражнения, кинезилогическое «рисование».
Игровая инсценировка художественных произведений.
Игровая инсценировка известных сказок дошкольниками, проводимая каждый год в театральную неделю детского сада, позволяет сформировать диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизировать словарный запас, грамматический строй речи, закрепить звукопроизношение, темп, выразительность, ритм речи.
Песочная игротерапия.
Песочная игротерапия позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Кинезиологические игровые упражнения.
Кинезиологические игровые упражнения - это комплекс движений для развития мышц руки и позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие через определённые двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, улучшить мышление.
Кинезилогическое «рисование».
Так же активно применяется кинезилогическое «рисование».
Кинезиологическое рисование заключается в одновременном выполнении обеими руками движений. Выполняемые движения могут быть перекрестными или противоположными. Важно, чтобы скорость движения пальчиков была одинаковой. Детям дается шаблон, который нужно раскрасить двумя руками одновременно. Работу нужно начинать с дорисовывания простых линий и точек, а потом переходить на круги, спирали, волнистые линии. Когда дети поймут технику дорисовывания простых шаблонов, им предлагаются сложные шаблоны, где нужно отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты, после переходим на рисование букв и предметов двумя руками одновременно.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа педагога с детьми с речевыми нарушениями с помощью современных образовательных технологий позволяет сделать коррекционный процесс более эффективным и коротким, сформировать интеллектуально грамотную, самостоятельную, продуктивно мыслящую, творческую личность.