Екатерина Елаева
Современные направления в исследовании детской речи
В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений. Изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индиви-дуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).
Публикация «Современные направления в исследовании детской речи» размещена в разделах
В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была обра-зована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) - ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог). С его именем связано развитие ме-тодики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся во-просы развития семантики детской речи, формирования языковых обоб-щений, элементарного осознания языка и речи.
Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе (1983-1984, под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова. Она построена на основе деятельностного подхода. Программа связывала речевое развитие с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито в дальнейшем); преемственность, между, детским садом и школой.
На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках. В РФ - «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) под ред. М. А. Васильевой. В ней сохра-нялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специ-фика культурно-национальных условий России.
Разработка Ф. А. Сохиным, методической теории включала психоло-гические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас-пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94, методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.
В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина) :
- структурном - исследуются вопросы формирования разных структур-ных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;
- функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;
- когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи : обучение грамоте.
Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с ок-ружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка); разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача - обучение монологической речи); интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество).
Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:
«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.
«Развитие» (под ред. А. Венгера) - в ней определены направления речевой работы : - ознакомление с художественной литературой; - освоение специальных средств литературно - речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе-ственной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обучение чтению со старшей группы.
«Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) - содержит специальные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого развития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.
«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.
Таким образом, к настоящему времени методика исследования речи пред-ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис-тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.