Татьяна Возмищева
Современные интерактивные технологии в развитии дошкольников
▼ Скачать
Современные интерактивные технологии в развитии дошкольников
Дошкольное образование является составной частью системы непрерывного образования. Одна из главных его задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка, которому способствует проблемное обучение в детском саду. Организация взаимодействия с воспитанниками предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Публикация «Современные интерактивные технологии в развитии дошкольников» размещена в разделах
На наш взгляд, решению данных задач способствует применение интерактивных технологий в работе с детьми, как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности, когда все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При интерактивном обучении практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников таких качеств и умений как:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;
• формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Одной из эффективных форм технологий обучения мы считаем проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Использование данной технологии помогает дошкольникам изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс-метод выступает как способ коллективного обучения (группа, подгруппа) взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн). Во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части нами используются кейс-иллюстрации, для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Мы считаем, что иллюстрации на основе ИКТ с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс-иллюстраций с использованием ИКТ (слайд-иллюстраций) предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы детей, сделать образовательный процесс мотивированным, практико-ориентированным, эмоционально положительным.
Кейс-иллюстрации используются во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе слайд-иллюстраций, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи. В начале непосредственной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры, в целях подготовки к дальнейшему знакомство текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст, а дети воспринимают данную ситуацию. После этого демонстрируется вторая слайд-иллюстрация. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путем обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.
Иллюстрации такого рода лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении. Конкретная ситуация, иллюстрированная при помощи ИКТ должна соответствовать потребностям детей, отражать реальный сюжет отличаться «драматизмом» и проблемностью, достаточностью информации, должна быть по силам воспитанников. Технические средства помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к познавательной деятельности.
Мы пришли к выводу, что использование слайд-иллюстраций в процессе освоения кейс-технологий :
• развивает у дошкольников свободное общение со взрослыми и сверстниками;
• развивает все компоненты устной речи детей;
• способствует практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Таким образом, кейс технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. В связи с этим использование современных кейс-технологий является эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольников.