Антонина Теплякова
Современные формы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Такое решение о принял, чтобы сохранить защитить традиционные семейные ценности. Год семьи призван популяризовать меры государства по защите института семьи. Семья – это дом, в котором любят, ценят, уважают, поддерживают друг друга, заботятся. Мы – педагоги, должны особое внимание уделять в этом году работе с родителями, в различных современных формах стараться привлечь семьи к объединению и совместной работе по воспитанию детей.
Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с родителями – совместный подход к воспитанию, приобщение семей к образовательному процессу ДОУ. Задача детского учреждения – тесный контакт с семьей, оказание педагогической помощи родителям в плане единых подходов воспитания.
Современная система сопровождения и поддержки родителей должна включать в себя:
• Анализ проблемного поля (диагностика, анализ полученной информации, определение актуального проблемного поля в работе с родителями).
• Информационную поддержку родителей по вопросам развития, воспитания и образования ребенка.
• Взаимодействие с родителями по предупреждению и преодолению проблем в детско-родительских отношениях, проблем в социальном, эмоционально-волевом, интеллектуальном, личностном и физическом развитии ребенка на разных образовательных этапах.
• Психологическую и социальную поддержку и сопровождение родителей и семьи в целом.
• Сопровождение семьи в кризисных ситуациях.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
а)Открытость дошкольного учреждения для каждой семьи;
Каждому родителю (законному представителю) обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.
б)Доброжелательность.
Воспитатель, общаясь с родителями (законными представителями) детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к дошкольному учреждению в целом.
в) Принцип индивидуального подхода.
Индивидуальный подход важно применять, не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями (законными представителями). Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей.
г) Сотрудничество вместо наставничества.
Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог высказывает искренне желание помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать.
д) Подготовка к работе с родителями.
Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды.
е) Динамичность.
Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педагогический коллектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.
ж)Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Практика показывает, что потребность в развитии партнерских отношений, помощи и поддержки друг друга испытывают и педагоги, и родители.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
1. Информационно-аналитические:
• проведение социологических опросов
• "Почтовый ящик"
• индивидуальные блокноты
Цель использования – Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
2. Познавательные:
• семинары-практикумы
• тренинги
• проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
• педагогический брифинг
• педагогическая гостиная
• семейный клуб
• видеоконференция
• устные педагогические журналы
• игры с педагогическим содержанием
Цель использования - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
3. Досуговые:
• совместные досуги, праздники
• выставки совместных работ родителей и детей
Цель использования – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями (законными представителями) детьми.
4. Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские:
• альманахи
• журналы и газеты, издаваемые для педагогов, родителей
• дни (недели) открытых дверей
• открытые просмотры занятий и других видов деятельности
• выпуск стенгазет
• организация мини-библиотеки
Цель использования – ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Познавательные формы взаимодействия с родителями
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ.
Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами;
Педагогический совет с участием родителей.
Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция.
Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Педагогический консилиум.
В работе с родителями можно и нужно использовать данную форму. Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолога, учителя-логопеда, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
• определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
• разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.).
«Круглый стол».
В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Дни открытых дверей
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах. Размещение информации на сайте ДОУ, в сообществе детского сада в социальной сети.
Клубы для родителей.
Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Устный педагогический журнал.
Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 30 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы ставками рисунков, поделок, книг.
Вечера вопросов и ответов.
Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Тренинги.
Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
Попечительский совет.
Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Посещение семьи.
Родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, могут задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
Совместные походы и экскурсии.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
• записи на диктофон бесед с детьми,
• видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
• выставка фотографий;
• выставки детских работ;
• стенды, ширмы, папки-передвижки.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.
Литература:
1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс,2012г.
2. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М. : Творческий Центр,2010г.
3. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва "ВАКО" 2012 г.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. Творческий центр, 2012 г.
6. Дронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. ЛИНКА-ПРЕСС 2015 г.
7. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М. Мозаика – Синтез, 2007 г.