Светлана Дорохова
Современные формы работы с родителями
Современные формы работы с родителями
I. Особенности организации взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
* открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность узнать и увидеть, как живет и развивается его ребенок);
* сотрудничество учителей и родителей в воспитании детей;
Публикация «Современные формы работы с родителями» размещена в разделах
* создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к личностному развитию в семье и детском коллективе;
* диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Основная цель педагогов дошкольного образования - профессионально помогать семье в воспитании детей, при этом не заменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полное выполнение ее воспитательных функций•
* развитие интересов и потребностей ребенка;
* распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания;
* поддержка открытости в отношениях между различными поколениями в семье;
* развитие семейного образа жизни, формирование семейных традиций;
* понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Эта цель реализуется посредством следующих задач:
* воспитание уважения к детству и родительству;
* взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
* повышение и популяризация общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
* оказание практической и теоретической помощи родителям учащихся посредством трансляции основ теоретических знаний и формирования навыков и умений практической работы с детьми;
* использование различных форм сотрудничества и совместного творчества с родителями, основанных на индивидуально дифференцированном подходе к семьям.
Основными условиями, необходимыми для осуществления доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
* изучение семей учащихся: с учетом различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностях родителей, их взглядах на образование, структуре и характере семейных отношений и т. д. ;
• открытость детского сада для семьи;
* ориентация учителя на работу с детьми и родителями.
Работа с родителями должна строиться, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса для изучения их потребностей. Важно не только проинформировать родителя о том, что ДОУ хочет сделать со своим ребенком, но и выяснить, чего он ожидает от ДОУ. В то же время следует иметь в виду, что некоторые родители предпочитают заниматься со своим ребенком сами, а детский сад рассматривают лишь как среду для игрового общения их сына или дочери. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление дружеских отношений между педагогами и родителями с целью дальнейшего делового сотрудничества. Необходимо заинтересовать родителей в той работе, которую предполагается с ними проделать, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и его правильного восприятия путем передачи им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются для них неожиданными и интересными. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивной деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время семейного визита воспитателя не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, негативном поведении ребенка.
5. Совместные исследования со взрослыми и формирование личности ребенка. На этом этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы с родителями делятся на :
* коллективный (массовый, индивидуальный и визуально-информационный;
* традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всеми или большим количеством родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия учителей и родителей. Некоторые из них предполагают участие детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями учащихся.
Визуально-информационные - играют роль косвенной коммуникации между учителями и родителями.
В настоящее время существуют устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые считаются традиционными в дошкольной педагогике. Это проверенные временем формы работы. Их классификация, структура, содержание и эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам относится педагогическое просвещение родителей. Она осуществляется в двух направлениях:
* внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников этого дошкольного учреждения;
* работа с родителями вне дошкольного учреждения. Его цель - охватить подавляющее большинство родителей дошкольного возраста, независимо от того, посещают ли их дети детский сад или нет.
Нетрадиционные формы общения особенно популярны как среди учителей, так и среди родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, потому что видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с учителями.
Практика уже накопила множество нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня принципы, на которых строится общение между учителями и родителями, изменились. Она основана на диалоге, открытости, искренности, неприятии критики и оценки партнера по общению. Поэтому эти формы считаются нетрадиционными.