Анастасия Цапкова
Современное состояние проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Так и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый 17 октября 2013г. приказом Министерства образования и науки РФ за № 1155 и вступивший в силу с 1 января 2014 года направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Публикация «Современное состояние проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Наиболее эффективным методом и формой развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно ролевой игре, в рисунках, в конструировании - они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.
Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС ДО включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Содержание основной образовательной программы (ООП) ДО, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через различные направления развития и образования детей (ныне – образовательные области) одной из этих образовательных областей является - познавательное развитие.
Основной целью данной образовательной области является развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи познавательного развития отраженные в ФГОС ДО:
• развитие любознательности, познавательной мотивации и интересов детей;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
• формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения.
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка2 на этапе завершения дошкольного образования. По данному направлению развития и образования дошкольников, они следующие:
• ребёнок проявляет любознательность,
• задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
• интересуется причинно-следственными связями,
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
• склонен наблюдать, экспериментировать,
• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,
• знаком с произведениями детской литературы,
• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Необходимо отметить современную социокультурную ситуацию развития и образования ребё нка:
1. Большая открытость мира и доступность его познания для ребенка - больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) агрессивность доступной для ребенка информации.
2. Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, разносторонность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.
3. Сложность окружающей среды с технологической точки зрения влечет за собой нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка (ключевые компетентности дошкольников).
4. Быстрая изменяемость окружающего мира вносит новую методологию познания мира, овладение ребенком комплексным «инструментарием» познания мира.
5. Быстрая изменяемость окружающего мира требует: - понимания ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, - отбора содержания дошкольного образования, - усиления роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания.
6. Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое, возрастание роли инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей на занятии. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Зачастую обучение строится на применении только репродуктивных методов, направленных на усвоение детьми готовых истин. Таким образом, можно сказать, что «дети лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации».
Опираясь на труды отечественных педагогов Г. М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, приходишь к выводу о необходимости включения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой дети смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
К сожалению, на данный момент стоит проблема ограниченности методических разработок и пособий по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, что затрудняет активное внедрение исследовательской деятельности дошкольников в образовательный процесс.
Как показывает практика, познавательное развитие в детском саду сводится к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделяется:
• развитию умения задавать вопросы,
• осуществлять самостоятельный поиск ответов на них,
• развитию креативных способностей,
• развитию самостоятельности в познавательной деятельности, что не отражает специфики определенных аспектов социального заказа современной школы.
Как показал анализ состояния вопроса в массовой практике работы по познавательному воспитанию в дошкольных учреждениях, знакомство и обучение детей исследовательской деятельности имеет определенные трудности, с нашей точки зрения это обусловлено следующими причинами:
1. Недостаточное оснащение предметно-развивающей среды и
педагогического процесса предметами для исследовательской работы,
учебно-методической литературой;
2. Недостатком методических рекомендаций по исследуемой проблеме для воспитателей и родителей. Отсутствием у молодых педагогов
профессиональных умений и навыков в области исследовательской;
3. Недостаточное применении активных форм, методов и средств
обучения, которые обеспечивают эффективность усвоения знаний по формированию начал экологической культуры у дошкольников;
4. Отсутствие экспериментальной площадки для проведения экологических опытов и наблюдений.