Затолокина Ольга
Современное содержание понятия «клаттеринг»
▼ Скачать + Заказать документы
Клаттеринг — это особая форма речевого дефекта, которая сопровождается невнятной артикуляцией, паузами и убыстренными темпами речи, сбивчивостью высказываний или непреднамеренным искажением словоформ.
Клаттеринг-синдром часто путают с заиканием. При заикании у ребенка проявляются вторичные симптомы речевого дефекта: ускоренное и частое моргание, раздувание ноздрей, общее мышечное напряжение. Эти внешние признаки нарушений артикуляции при клаттеринге не наблюдаются, если он не осложнен логоневрозом.
Темочки:
Изучением клаттеринга подробно в России занимается доцент МГПУ, Филатова Ю. О. Она является ведущим специалистом по нарушениям плавности речи. Проводила изучение данного заболевания у школьников, поскольку в русской логопедии клаттеринг как самостоятельная патология не выделяется. Его часто путают с заиканием, логоневрозом. На основе исследований Ю. О. Филатовой, Л. И. Беляковой, С. В. Леонова можно выделить несколько частотных симптомов клаттеринга. Они проявляются в комплексе.
Речевые признаки
Клаттеринг в логопедии характеризуется следующими симптомами:
1. Сбивчивый темп речи. Человек говорит быстро или замедленно, чередуя процессы.
2. Проглатывание окончаний слов.
3. Отсутствие пауз между словами, речь льется одним потоком, фразы сливаются в одну.
4. Фальстарты, остановки во время артикуляции в самых неожиданных местах.
5. Искажение словоформ, звуков.
6. Неоднократные повторения слов, слогов, фраз.
7. Высказывание может начинаться громко, а заканчиваться еле слышным бормотанием.
8. Использование слов-эмболов для паузы между высказываниями. Человек мычит (ммм, неоднократно повторяет последнюю фразу для продолжения мысли. Это процесс не связан с судорогами мышц речевого аппарата, как при заикании.
9. Неразборчивость почерка.
10. Множественные ошибки, описки при печатании текста на ПК.
11. Рукописный текст полон ошибок и зачеркиваний.
12. Усиление симптомов синдрома клаттеринга в неподготовленной, спонтанной речи. Их уменьшение при подготовленном высказывании и тотальном контроле за артикуляцией.
Неречевые признаки:
Эти симптомы связаны с особенностью моторики и психических процессов:
- Больному ребенку трудно формулировать мысли, излагать их последовательно и логично.
- Расстройства восприятия музыкальных произведений.
- Больной человек не может воспроизвести ритм любой сложности.
- Моторная расторможенность.
- Пациент характеризуется как импульсивный, неаккуратный, нервозный.
- Снижен объем памяти, всех видов внимания.
- Речевой дефект не осознается в большинстве случаев.
Причины:
Поскольку клаттеринге не изучен досконально, в его патогенезе масса белых пятен. Причинами коммуникативного нарушения могут быть:
1. Дисфункция речевого центра в головном мозге
2. Наследственность
3. Неврологические расстройства: энцефалит, болезнь Паркинсона, олигофрения.
Типы:
Автор первого учебника по клаттерингу, профессор Д. Вейс, выделял первичную и вторичную форму недуга. К первым относил те случаи, когда причиной заболевания становились генетическая предрасположенность и мутации, где у ребенка в ДНК появлялся совершенно новый ген. Вторичный тип клаттеринга, по мнению профессора, развивается у детей с нормальным развитием, но имеющих другие неврологические патологии.
В «чистую», или первичную, форму клаттеринга Д. Вейс включал 2 вида недуга:
- Моторный: для него характерна ускоренная речь, различные дефекты артикуляции.
- Сенсорный: нарушена функция слухового внимания, слова для выражения мысли подбираются с трудом.
Коррекция:
Для коррекции речевых нарушений при клаттеринге необходимо создать план работы с логопедом. Терапия должна быть направлена на решение проблемы с темпом, ритмом речи, развивать психические функции. В процессе лечения ребенок учится формулировать и излагать мысли логично, последовательно, строить семантические конструкции. Одновременно с этим пациенты занимаются развитием фонематического слуха, тренируют артикуляционный аппарат, устраняют дефекты звукопроизношения.
Логопеду рекомендовано выстраивать ход занятий следующим образом:
1. Речевые задания произносятся в замедленном темпе. Можно использовать отраженное (вслед за педагогом) или сопряженное (одновременное) повторение. Фразы, слова проговариваются неторопливо и четко. Рекомендуется в начале урока задавать нужный ритм речи и придерживаться его точно, можно использовать негромкую музыку.
2. Проводится работа над эмоциональностью, выразительностью речи. Логопеды просят ребенка проговаривать одну фразу с разными эмоциями, шепотом, громко и т. д.
3. Отрабатывайте умения излагать мысли правильно. Рекомендуется заучивать наизусть стихи, составлять рассказы по картинке, вести диалоги, пересказывать прочитанное или услышанное.
4. Тренировка навыка планирования высказывания. Сначала ребенок проговаривает фразу, несколько предложений про себя, затем вслух.
5. Включайте в урок артикуляционную и дыхательную гимнастики для формирования разборчивой, внятной речи. Этот прием полезен и при полтерне (спотыкании). Для занятий со школьниками выбирайте дыхательные упражнения по Стрельниковой.
6. Для закрепления чистоты произношения звуков проводите их постановку, коррекцию при необходимости.
7. Со школьниками проводите работу над дислексией, дисграфией, чистописанием.