Светлана Власова
Современное речевое развитие детей дошкольного возраста
Речь является одним из самых необходимых навыков человека. Удивительно, но речевые способности ребенка начинают формироваться еще до его рождения, а это значит, что задача родителей и воспитателей - помочь эту способность развить. К сожалению, речи детей уделяется не достаточное внимание, из-за этого у ребенка возникают трудности и в других сферах жизни.
Публикация «Современное речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На мой взгляд, главной проблемой речевого развития дошкольников является то, что работа по развитию речи ведется не в системе: детям не предоставляется полноценная возможность вступать в диалог, их поздно знакомят с книжной культурой, и при выборе литературы зачастую ориентируются только на содержание, а не на форму.
Следуя технологии О. С. Ушаковой, необходимо совершить комплексный подход к развитию грамматически и синтаксически связной речи. Для этого, я считаю, в дошкольные учреждения необходимо внедрить на постоянной основе ряд активностей, которые помогут ребенку грамотно изъясняться, правильно произносить слова, выстраивать короткие простые монологические суждения.
К таким активностям я бы отнесла пересказы, словесные игры, речевые упражнения, коммуникативные задания, которые будут проводиться систематически. В процессе постоянного включения детей в речевую игру мы формируем у детей навык задавать вопросы, отличать оттенки слов, различать части речи. Через такую работу мы сможем воздействовать и на мыслительный процесс детей.
Также большое внимание необходимо уделить речи самих педагогов. Я соглашусь с исследователем Марией Кониной в том, что речь воспитателей, к сожалению, очень часто не является образцом для воспитанников. Поэтому так важно педагогу самостоятельно работать над своим тезаурусом, произношением, связностью и образностью речи.
К сожалению, речь взрослых часто бывает тороплива, несвязна, косноязычна, безграмотна и непонятна. Когда дошкольник находиться в окружении таких людей, его речевое развитие находится под угрозой.
Таким образом, я могу предположить, что многоаспектный подход к такой проблеме как современное речевое развитие детей дошкольного возраста (игры, общение, интеллектуальное развитие социального окружения) может сгладить острые углы и нивелировать недостатки даже в звукопроизношении и речевой логике.