Людмила Кириллова
Современная социокультурная ситуация развития дошкольников и приоритеты в современной педагогической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей дошкольного возраста всегда привлекали внимание и интерес педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.
Публикация «Современная социокультурная ситуация развития дошкольников и приоритеты в современной педагогической работе» размещена в разделах
Поэтому, забота о своевременном и полноценном психическом развитии детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение – главная профессиональная задача не только педагогов. Для успешного решения этой задачи необходимо знать и учитывать возрастные закономерности и особенности развития детей.
Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. Современные родители озабочены образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья, необходимым условием которого является наличие четких моральных ориентиров: целостности, самостоятельности и ответственности личности.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве.
В нашем государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо, благо других людей. Это способствовало воспитанию нравственных качеств – доброты, отзывчивости и внимательного отношения к другим людям.
В современных социально-экономических условиях развития получил распространение индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Современные родители воспитывают ребенка не для общества, а «для него самого». Главное, к чему они стремятся, - чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни». Ребенок начинает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или не нужно. Однако родители не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со сверстниками и взрослыми.
Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. «…Детский мир – это мир особенный, - писал он. – Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…» Сухомлинский считал, что очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону все законы совести и справедливости, тот никогда не станет настоящим человеком и гражданином. «Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива».
Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует не только формированию речевой активности, но и обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Ведь коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены
социальному одиночеству, они включены в игровую деятельность со сверстниками и часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.
Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
В педагогической практике также возникли определенные перегибы. Личностно-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит, как показала практика, к формированию бескультурного поведения, которое, в конечном счете, неминуемо становится источником проблем не только для окружающих, но и для самого ребенка.
Ориентация родителей на успех приводит к тому, что они больше всего интересуются развитием интеллектуальных возможностей ребенка и значительно меньше беспокоятся о формировании его душевных качеств, эмоциональной сферы, для которой именно дошкольный возраст является сензитивным периодом.
Средства массовой информации – телевидение, журналы и газеты – в недавнем прошлом постоянно показывали «труд советских людей» в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке, искусстве. Героями газет и экрана были космонавты, хлеборобы, шахтеры, ученые. Педагоги МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 стараются дать воспитанникам, как можно больше знаний об окружающем мире, о различных профессиях… Дети знают, что, первый человек, полетевший в космос, был гражданином России. О трагедиях на шахтах и гибели шахтеров они слышат в «Новостях». Об ученых, представителях интеллигенции, о рабочих, жителях деревни дети слышат преимущественно в контексте бедствий и проблем – экологических, экономических, социальных. Из десяти, опрошенных мной детей подготовительной группы, только одна девочка имела представление о том, что означает слово «ученый», да и то только потому, что в будущем, когда она станет взрослой, она мечтает стать ученым и «изучать мир, различные камни драгоценные рассматривать под микроскопом». У остальных слово «ученый» ассоциировалось со словом «учить», «учитель», «учит ребятишек читать да писать». Благодаря работе педагогов дети имеют понятия о «сельском хозяйстве», «хлеборобах». Но такие слова, как «овощевод», «фермер», «комбайнеры» привели их в замешательство. Давно в телевизионных передачах не видели мы комбайны, «плывущие» по бескрайным волнам полей пшеницы… не видим мы, чтобы ими гордились, их чествовали и вообще о них говорили. Времена Героев Социалистического труда, Героев Советского Союза, смотрящих на нас с экранов, во время награждения их орденами, аплодисментами, остались в прошлом веке. Также – мы не видим, чтобы чествовали и гордились людьми рабочих профессий … Опять же из десяти, опрошенных мной детей, только несколько ребят смогли вспомнить и назвать такие рабочие профессии, как: строитель, слесарь-сантехник, крановщик,
Сейчас героями прессы и телеэкрана стали политики, олигархи, деятели шоу-бизнеса, «звезды» эстрады.
Современные дети, воспитывающиеся в такой социокультурной обстановке, говорят, что, став взрослыми, они хотят жить хорошо. Не составляют исключение и наши дети. Только одна девочка сказала, что она хочет жить «средне», остальные хотели жить «хорошо», «богато», «серебряно». Что же они вкладывали в эти понятия? Современные дети, когда вырастут, хотят быть начальниками («Он много денег получает», бизнесменом («Это очень-очень богатый человек», директором банка («Он дает кредиты, дал деньги в кредит маме и папе», главным бухгалтером («Моя мама – главный бухгалтер и папа – главный бухгалтер тоже).
Ответы детей – отражение нашего сегодняшнего представления о том, что значит «жить хорошо». Ведь 20 лет тому назад на этот же вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети отвечали иначе.
В девяностых годах я работа воспитателем в подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 440. Часто в наш детский сад приезжали тележурналисты с операторами, брали интервью у детей моей группы. На вопрос: «Кем они хотят быть, когда вырастут?» Дети отвечали: строителем, парикмахером «как мама», учителем, ветеринаром «как дедушка», врачом, воспитателем «как Вы, Людмила Валерьевна», «милиционером «как папа»…
При этом они имели достаточно хорошее представление о том, какую будут выполнять работу : строить дома; делать красивые прически «волосы подстригать»; учить детей, «чтобы они были умными, стали учеными»; лечить животных, если они заболеют: лечить людей; воспитывать детей «читать им, учить их считать, животных любить и никого не обижать»; защищать людей от бандитов «бандитов арестовывать и арестовывать тех, кто нарушает правила дорожного движения»… Само представление во взрослости в сознании детей было неразрывно связано именно с работой, которую они выполняли. У меня в группе была девочка, которая мечтала о том, что будет ветеринарным врачом (уже в третьем поколении). Ее дедушка был ветеринарным врачом, и мама училась на последнем курсе Сельскохозяйственного института (тогда он так назывался) «на врача, который лечит животных», как говорил она, и очень гордилась своим дедушкой и мамой.
С тех пор, как дети моей подготовительной группы перестали посещать детский сад и поступили в первый класс, прошло почти 20 лет. Дети выросли, сейчас им за двадцать … Одни из них работают, другие еще учатся… С некоторыми из них я поддерживаю отношения до сих пор. Одна из моих воспитанниц закончила Высшую академию МВД России, впереди ее ждет адвокатская карьера. Среди моих выпускников есть учителя, экономисты, продавцы, водители … Один из моих выпускников занимается малым бизнесом.
Отрадно, что и сейчас - наши дети мечтают, когда вырастут быть : пожарным, бухгалтером, милиционером, парикмахером.
Приведу несколько примеров: «Я хочу быть механиком – чинить машины. Сам буду зарабатывать и сам куплю себе квартиру и еще машину…» или «Я буду пожарником. Буду тушить пожары. Спасать людей от пожара», «Хочу деньги заработать и купить гараж и машину, дом очень-очень большой. Сам куплю», «Я сам буду зарабатывать и когда вырасту, куплю себе гоночную машину»; «Я хочу быть парикмахером. Стричь, мыть челку, причесывать».
Конечно, в ответах современных детей их будущая взрослая жизнь большей частью связывается не только со сферой деятельности, но и со сферой потребления. Так, общаясь с детьми подготовительной группы, я услышала и такое: «А дом и машину мне купит папа», «Когда я вырасту, папа купит мне машину» (лимузин, квартиру, телефон с сенсорным экраном без кнопок, «Конечно, мама и папа купят мне машину», «Хочу денег побольше», «Хочу, чтобы были у меня миллиарды…».
Таким образом, в современной социокультурной среде ребенок дошкольного возраста, к сожалению, пока не получает достаточно импульсов для формирования важнейших векторов своего развития, к которым можно отнести:
- ориентацию на полезный для других людей труд;
- ориентацию на стабильную семейную жизнь родителей;
- представление о добре и зле;
- уважение и доверие к старшим;
- интерес к культуре и истории своего народа, любовь к своей стране.
В этой ситуации система образования, которая была и остается достаточно консервативным звеном общественной жизни, должна осознавать ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.