Получи документы

Совместная творческая деятельность как способ развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

Гришина Анна Ивановна
Совместная творческая деятельность как способ развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Совместная творческая деятельность традиционно используется как средство воспитания. Для этого обратимся к идеям коллективного творческого воспитания. Эти идеи уходят своими корнями к Ж. Ж. Руссо, педагогам эпохи Возрождения. Научным базисом технологии совместного творческого воспитания является организация внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между воспитателями и воспитанниками.

Публикация «Совместная творческая деятельность как способ развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ними взрослого, чувствительны к его мнению и оценке, беззащитны перед любыми формами давления и агрессии с его стороны. В дальнейшем ребёнок становится носителем тех норм, которые в этом стиле содержатся.

Современные педагоги сознают значимость личностно-ориентированной модели взаимодействия, где за каждым ребёнком признаётся право на прохождение индивидуального пути самосовершенствования, приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, самореализации.

В соответствии с этим ведущая цель образования в рамках этого подхода – становление способности ребёнка быть «субъектом собственной жизни в мире» (В. И. Слободчиков, «достигнуть самостояния» (А. С. Пушкин). Отношения между участниками образовательного процесса (между педагогом и детьми) являются важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики.

Л. Г. Борисова выделяет следующие принципы использования совместной творческой деятельности в воспитании [4, c.35] :

• «вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного;

• учет индивидуальных и типологических особенностей всех участников совместного творческого дела, а также потребностей и интересов участников конкретной группы;

• добровольность участия воспитанников, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации;

• выстраивание всего процесса - от рождения идеи до ее воплощения - с том высказанных участниками предложений на основе принципа «от мнения каждого - к общему мнению»;

• реализация доминантной (в отличие от авторитарной) позиции воспитателя, когда он не диктует, но и не наблюдает со стороны, предоставляя школьникам полную самостоятельность, а включается в совместную работу, являясь, как и все участники, субъектом целеполагания и организации дела;

• наличие гибких, часто обновляющихся органов самоуправления, позволяющее каждому участнику овладеть управленческими и исполнительскими функциями;

• рефлексивное осмысление собственных действий, что позволяет активно включить механизмы самовоспитания».

Реализация этих принципов в совокупности позволит при использовании совместной творческой деятельности в воспитании.

К. Д. Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как цель эта — сама жизнь.

Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является развивающей деятельностью. Обмен информацией уступает место специфическому обмену возможностями, протекающему между ребёнком и взрослым. Все три типа совместной деятельности имеют право на существование в детском саду, в силу особенностей дошкольного возраста. Но, рекомендуется в качестве доминирующего типа (стремиться к этому) – взаимодействие с детьми по третьему типу, т. к. именно он в большей степени является типом развивающегося взаимодействия взрослого и ребёнка.

Психологический словарь трактует понятие «совместная деятельность» как организованную систему активности взаимодействия индивидов, направленную на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры».

В процессе совместной творческой деятельности решаются различные воспитательные задачи:

• формирование и развитие личностных качеств;

развитие творческих способностей ребенка;

развитие организаторских навыков воспитуемого;

• воспитание коллективизма и укрепление межличностных связей в детском коллективе;

• создание благоприятных условий для возникновения и развития дружного детского коллектива.

В процессе совместной деятельности у воспитанников детского дошкольного учреждения закрепляется отношение к совместной деятельности как интересной, нужной, личностно-значимой. Это и создает условия для закрепления таких нравственных качеств, как ответственность за общее дело и его результат, целеустремленность, организованность, инициативность, внутренняя дисциплинированность.

У ребенка формируется отношение к себе как к яркой индивидуальности, проявляется уверенность в решении достаточно сложных дел, вера в успех, увлеченность, оптимизм, стремление стать лучше.

Таким образом, организация совместной деятельности способствует как развитию личностных, так индивидуальных качеств воспитанников.

Характерные составляющие совместной деятельности. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией. Для этого необходимо:

- создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) с предполагаемыми участниками;

- учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и. т. п.);

- привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны);

- проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей;

- наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Планирование совместной деятельности (составление проекта). Формулируется общая цель, удовлетворяющая интересы больших (взрослые) и маленьких (дети) её участников, включает два уровня постановки и решения задач:

1. Постановка и решение педагогических задач (развивающих, обучающих, формирующих).

2. Постановка практической задачи перед детьми (постоянная мотивация в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей) и их решение.

При постановке педагогических задач целесообразно определять в качестве основных и ведущих задач такие, с помощью которых педагог сможет изучить возможности детей (умения, навыки, личный опыт, осуществляет «поиск» решения детьми поставленной задачи, организует развивающее взаимодействие в моделях: ребёнок-взрослый; ребёнок-ребёнок; ребёнок-персонаж; взрослый-ребёнок-персонаж и др.

Например, учить детей договариваться друг с другом о совместных действиях, способствовать объединению детей по интересам, учить согласовывать свои действия с действиями партнёра и др.

Наряду с этим, возможна постановка и решение педагогом и других задач, которые будут определены исходя их 4-х этапов освоения любого знания:

1. Приобретение информации.

2. Упражнение-закрепление.

3. Обобщение-систематизация.

4. Самостоятельное использование нового знания (способа).

Задачи на закрепление, задачи обобщающие, задачи творческого характера. Соответственно, характер задач определённым образом влияет и на организацию совместной деятельности педагога и детей, которая тоже может быть разной (коллективной, подгрупповой). Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены. Педагог уточняет и конкретизирует, кто и каким образом будет «руководить или со-руководить» процессом совместной деятельности (взрослый, ребёнок или вместе оба, в какой части и как будут распределены).

Например, воспитатель продумывает и организовывает совместную деятельность детей младшего дошкольного возраста таким образом, что мотивацию, подготовку необходимого материала для совместной деятельности и организацию детей в малые группы он берёт на себя. И предусматривает деятельность детей в малой группе, которая будет организовываться «Капитаном группы» (ребёнок-лидер).

Педагог-участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует. Особое значение имеет использование игрового персонажа, как возможного полноправного участника (в том числе и организатора) совместной деятельности. Это может быть игрушка, персонаж-взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель и пр.) персонаж-ребёнок (младший дошкольный возраст, персонаж, который действует опосредованно (письмо, посылка и т. д.). Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем подготовки участников.

Определить в соответствии содержания и целей совместной деятельности, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию совместной деятельности с учётом разного количества участников.

Публикации по теме:

Интегрированная совместная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста «Птичье гнездышко» Цель: Расширить представления детей о перелетных птицах. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания детей о перелетных птицах: особенностях.

Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки»Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки» Аппликация «Разноцветные рыбки» Цель: создать условия для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Совместная деятельность по введению в грамоту «Теремок» с детьми младшего дошкольного возрастаСовместная деятельность по введению в грамоту «Теремок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель:закрепление правильного произношения звуков, использование интонационной выразительности, развитие произвольных движений рук. Задачи:.

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Игрушки»Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Игрушки» Цель:активизировать знания детей о бережном отношении к игрушкам. Образовательные задачи:1. привлечь внимание к разбросанным игрушкам в группе,.

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Мебель для кукольной комнаты»Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Мебель для кукольной комнаты» Цель:сконструировать предметы мебели для кукол по собственному замыслу. Задачи:- стимулировать поиск собственного способа построения предметов.

Совместная деятельность «Моем руки правильно» с детьми младшего дошкольного возрастаСовместная деятельность «Моем руки правильно» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: актуализировать внимание на том, как правильно мыть руки. Задачи: - способствовать формированию у детей привычки мыть руки перед едой,.

Совместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движенийСовместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движений Флавицкая Наталья МихайловнаСовместная игровая деятельность "Путешествие змейки" для детей группы раннего возраста для развития координации.

Совместная творческая деятельность детей и родителей. Рисование «Пасха»Совместная творческая деятельность детей и родителей. Рисование «Пасха» Одной из форм работы с родителями в нашем детском саду является организация выставок совместного творчества детей и родителей. Мы стараемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная творческая деятельность как способ развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 12:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная творческая деятельность как способ развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гришина Анна Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД