Гришина Анна Ивановна
Совместная творческая деятельность как способ развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная творческая деятельность традиционно используется как средство воспитания. Для этого обратимся к идеям коллективного творческого воспитания. Эти идеи уходят своими корнями к Ж. Ж. Руссо, педагогам эпохи Возрождения. Научным базисом технологии совместного творческого воспитания является организация внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между воспитателями и воспитанниками.
Публикация «Совместная творческая деятельность как способ развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ними взрослого, чувствительны к его мнению и оценке, беззащитны перед любыми формами давления и агрессии с его стороны. В дальнейшем ребёнок становится носителем тех норм, которые в этом стиле содержатся.
Современные педагоги сознают значимость личностно-ориентированной модели взаимодействия, где за каждым ребёнком признаётся право на прохождение индивидуального пути самосовершенствования, приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, самореализации.
В соответствии с этим ведущая цель образования в рамках этого подхода – становление способности ребёнка быть «субъектом собственной жизни в мире» (В. И. Слободчиков, «достигнуть самостояния» (А. С. Пушкин). Отношения между участниками образовательного процесса (между педагогом и детьми) являются важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики.
Л. Г. Борисова выделяет следующие принципы использования совместной творческой деятельности в воспитании [4, c.35] :
• «вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного;
• учет индивидуальных и типологических особенностей всех участников совместного творческого дела, а также потребностей и интересов участников конкретной группы;
• добровольность участия воспитанников, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации;
• выстраивание всего процесса - от рождения идеи до ее воплощения - с том высказанных участниками предложений на основе принципа «от мнения каждого - к общему мнению»;
• реализация доминантной (в отличие от авторитарной) позиции воспитателя, когда он не диктует, но и не наблюдает со стороны, предоставляя школьникам полную самостоятельность, а включается в совместную работу, являясь, как и все участники, субъектом целеполагания и организации дела;
• наличие гибких, часто обновляющихся органов самоуправления, позволяющее каждому участнику овладеть управленческими и исполнительскими функциями;
• рефлексивное осмысление собственных действий, что позволяет активно включить механизмы самовоспитания».
Реализация этих принципов в совокупности позволит при использовании совместной творческой деятельности в воспитании.
К. Д. Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как цель эта — сама жизнь.
Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является развивающей деятельностью. Обмен информацией уступает место специфическому обмену возможностями, протекающему между ребёнком и взрослым. Все три типа совместной деятельности имеют право на существование в детском саду, в силу особенностей дошкольного возраста. Но, рекомендуется в качестве доминирующего типа (стремиться к этому) – взаимодействие с детьми по третьему типу, т. к. именно он в большей степени является типом развивающегося взаимодействия взрослого и ребёнка.
Психологический словарь трактует понятие «совместная деятельность» как организованную систему активности взаимодействия индивидов, направленную на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры».
В процессе совместной творческой деятельности решаются различные воспитательные задачи:
• формирование и развитие личностных качеств;
• развитие творческих способностей ребенка;
• развитие организаторских навыков воспитуемого;
• воспитание коллективизма и укрепление межличностных связей в детском коллективе;
• создание благоприятных условий для возникновения и развития дружного детского коллектива.
В процессе совместной деятельности у воспитанников детского дошкольного учреждения закрепляется отношение к совместной деятельности как интересной, нужной, личностно-значимой. Это и создает условия для закрепления таких нравственных качеств, как ответственность за общее дело и его результат, целеустремленность, организованность, инициативность, внутренняя дисциплинированность.
У ребенка формируется отношение к себе как к яркой индивидуальности, проявляется уверенность в решении достаточно сложных дел, вера в успех, увлеченность, оптимизм, стремление стать лучше.
Таким образом, организация совместной деятельности способствует как развитию личностных, так индивидуальных качеств воспитанников.
Характерные составляющие совместной деятельности. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией. Для этого необходимо:
- создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) с предполагаемыми участниками;
- учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и. т. п.);
- привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны);
- проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей;
- наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.
Планирование совместной деятельности (составление проекта). Формулируется общая цель, удовлетворяющая интересы больших (взрослые) и маленьких (дети) её участников, включает два уровня постановки и решения задач:
1. Постановка и решение педагогических задач (развивающих, обучающих, формирующих).
2. Постановка практической задачи перед детьми (постоянная мотивация в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей) и их решение.
При постановке педагогических задач целесообразно определять в качестве основных и ведущих задач такие, с помощью которых педагог сможет изучить возможности детей (умения, навыки, личный опыт, осуществляет «поиск» решения детьми поставленной задачи, организует развивающее взаимодействие в моделях: ребёнок-взрослый; ребёнок-ребёнок; ребёнок-персонаж; взрослый-ребёнок-персонаж и др.
Например, учить детей договариваться друг с другом о совместных действиях, способствовать объединению детей по интересам, учить согласовывать свои действия с действиями партнёра и др.
Наряду с этим, возможна постановка и решение педагогом и других задач, которые будут определены исходя их 4-х этапов освоения любого знания:
1. Приобретение информации.
2. Упражнение-закрепление.
3. Обобщение-систематизация.
4. Самостоятельное использование нового знания (способа).
Задачи на закрепление, задачи обобщающие, задачи творческого характера. Соответственно, характер задач определённым образом влияет и на организацию совместной деятельности педагога и детей, которая тоже может быть разной (коллективной, подгрупповой). Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены. Педагог уточняет и конкретизирует, кто и каким образом будет «руководить или со-руководить» процессом совместной деятельности (взрослый, ребёнок или вместе оба, в какой части и как будут распределены).
Например, воспитатель продумывает и организовывает совместную деятельность детей младшего дошкольного возраста таким образом, что мотивацию, подготовку необходимого материала для совместной деятельности и организацию детей в малые группы он берёт на себя. И предусматривает деятельность детей в малой группе, которая будет организовываться «Капитаном группы» (ребёнок-лидер).
Педагог-участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует. Особое значение имеет использование игрового персонажа, как возможного полноправного участника (в том числе и организатора) совместной деятельности. Это может быть игрушка, персонаж-взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель и пр.) персонаж-ребёнок (младший дошкольный возраст, персонаж, который действует опосредованно (письмо, посылка и т. д.). Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем подготовки участников.
Определить в соответствии содержания и целей совместной деятельности, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию совместной деятельности с учётом разного количества участников.