Ольга Альшевская
Совместная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по профилактике и коррекции нарушений устной речи
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические условия развития устной речи у дошкольников 5
1.2. Формы и методы взаимодействия с родителями по речевому развитию дошкольников 7
1.3 Нарушения устной речи у дошкольников 14
ГЛАВА 2. ИГРА, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
Публикация «Совместная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по профилактике и коррекции нарушений устной речи» размещена в разделах
2.1. Задачи логопеда в работе с дошкольниками 19
2.2 Игры на развитие мелкой моторики, дыхательная гимнастика, речевые игры 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития. Разработанные с этой целью ФГОС поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.
Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. Оно является частью комплексного, динамичного обследования лиц с речевой патологией различными специалистами : логопедом, невропатологом, психиатром, психологом, отоларингологом. Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические условия развития устной речи у дошкольников
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями – приоритет современной коррекционной педагогики. Приходится констатировать неутешительные данные, доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 гг. снизилась с 48,3% до 36,5%. Сегодня до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% – имеют перинатальную патологию. Кроме того, необходимо отметить постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медикопедагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость дорогостоящего специального образования. Это подтверждают и зарубежные исследования. Заметно увеличилось количество диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексную психолого-педагогическую и медикосоциальную помощь ребенку. Важно подчеркнуть коррекционно профилактическую направленность педагогического процесса, что ЧУДПО СИПППИСР
предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений : двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих. Эффективность разработанных отечественными и зарубежными учеными приемов коррекционно-педагогической работы возможна лишь при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры дефекта, характера ведущего нарушения, особенностей вторичной патологии. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений. В результате коррекции в раннем возрасте до 20% детей к 18 месяцам достигают показателей нормы, у 80% детей наблюдается стойкий положительный эффект.
ГЛАВА 2. ИГРА, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Задачи логопеда в работе с дошкольниками
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.
Каково же значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Как же используются игры в логопедической работе?
Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.
Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ТНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
Технологический компонент.
2.2 Игры на развитие мелкой моторики, дыхательная гимнастика, речевые игры 22
1. ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подключение семьи в объединенный коррекционный процесс с логопедом, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяет существенно улучшить результативность работы. Создание целостного пространства речевого развития ребенка не под силу, если усилия логопеда и родных будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и 5 намерений.
Многие родители недооценивают значимость оказания логопедической помощи в семье. Отсюда зарождается проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Взаимодействие с родителями - одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адамова, А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода [Текст] / А. Г. Адамова // Вестник университета Российской Академии образования. - 2018. - № 1 (39).
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) : [монография] / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 2013. – 176 с.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей : учеб. пособие. - М. : НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
4. Богачек И. С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми // Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью - СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.- 218 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей /Л. И. Божович. – Санкт– Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
6. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М. : Гном-Пресс, 2009.- 61 с.
7. Воробьев, Н. Е., Шачина, А. Ю. Система нравственного воспитания И. Канта [Текст] / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шачина. - М. : Педагогика, 2015. - № 5. - С. 109
8. Выготский Л. С. Мышление и речь/Л. С. Выготский Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии/М., Аст, 2008. – 212 с.
9. Гонеева А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. -М. : Просвещение, 1999.- 321 с.
…