Наталья Шулятьева
Совместная работа ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор Шулятьева Наталья Владимировна, заместитель заведующей по ВМР
Соавторы:
Губина Маргарита Сергеевна, воспитатель
Михайлова Евгения Евгеньевна, воспитатель
Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений,
предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку.
О. В. Солодянкина
Публикация «Совместная работа ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Н. В. Кузьмина, А. А. Люблинская, Е. В. Соловьева, Т. В. Фуряева и др.). Следовательно, в современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 44 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание ребенка перед всеми другими лицами, а образовательные организации оказывают родителям помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с этим каждое ДОУ должно не только воспитывать и образовывать ребенка, но и вести просветительскую работу по вопросам воспитания и образования дошкольников. В этой связи дошкольное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании и образовании детей с учетом изменяющихся условий, запросов семей и нового подхода к образовательным результатам выпускника детского сада (сформированные ключевые компетентности).
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения должны быть заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании дошкольников;
- родители и педагоги едино понимают задачи воспитания и образования дошкольников;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей педагогического коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала семьи в совместной работе с дошкольниками;
- постоянный анализ процесса сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста – это одна из основных линий, по которой, на наш взгляд должно быть организовано сотрудничество педагогов ДОУ и родителей, на современном этапе развития системы дошкольного образования.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Эффект ранней профориентации детей дошкольного возраста во многом обусловлен тем, насколько ее жизненно необходимой воспринимают взрослые.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Мы уверены, что работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.
Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Для нас родители воспитанников «живой» профориентационный пример. Так для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включает совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада.
С целью осуществления интегрированного подхода к ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста ключевое место отводится сотрудничеству педагогов ДОУ с родителями.
Результаты опроса детей старшего дошкольного возраста показали, что 30 % из опрошенных имеют отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. При этом 76% опрошенных родителей не видят необходимости в ранней профориентации детей в детском саду. Поэтому педагогическим коллективом было принято решение о разработке проекта «Ребенок в мире профессий».
Вид проекта: информационно-практический.
Участники: дети 4–7лет, педагоги, родители (законные представители) воспитанников
Продолжительность: сентябрь – апрель 2019 г.
Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых, путем привлечение родителей к участию в воспитательном процессе, осуществляемом в рамках профориентации дошкольников.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с трудом взрослых;
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества;
- учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности;
- заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных встреч, экскурсий на рабочие объекты;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Основой работы стал прием «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей, через встречи, экскурсии, проектную деятельность и создания условий для повышение уровня педагогической компетентности родителей по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Сотрудничество ДОУ и семьи основано на :
- взаимопомощи родителей и ДОУ в совместной работе по профориентации дошкольников;
- использовании разнообразных форм сотрудничества детского сада с семьей в их взаимосвязи.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов ДОУ и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность дошкольного учреждения по формированию ранней профессиональной ориентации воспитанников.
Под включением родителей в деятельность ДОУ мы понимаем их участие в:
- родительских собраниях, с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- организации и проведении различных мероприятий: встреч, Клубного часа, интеллектуальных играх, досугах и развлечениях;
- проектной деятельности;
- совместной деятельности в пространстве мини-музеев;
- заседаниях круглого стола;
- целевых экскурсиях.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по ранней профориентации детей дошкольного возраста, осознанием ее целей и личной заинтересованностью каждого участника. ;
- единым пониманием родителями и педагогами ДОУ целей и задач профориентации детей дошкольного возраста;
- практическими умениями и навыками родителей по ранней профориентации дошкольников в условиях семьи, в совместной деятельности с детьми.
В ходе работы нами были определены основные направления сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по профориентации детей дошкольного возраста, по каждому направлению были выделены задачи, выбраны наиболее эффективные формы (традиционные и нетрадиционные, методы и средства взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.
Исходя из основных направлений работы нами разработана модель сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста/
Для того чтобы наметить перспективы повышения педагогической компетентности родителей по ранней профориентации детей дошкольного возраста необходимо изучить затруднения родителей, по вопросам ранней профориентации дошкольников. С этой целью нами разработана анкета.
С целью выявления сформированности представления у детей о профессиях взрослых был использован опросник.
С целью вооружения родителей основами педагогических знаний, необходимых для формирования ранней профориентации детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи информационно-просветительская деятельность осуществляется в ДОУ через различные источники информации :
• Информационные стенды для родителей в группах, на которых размещается познавательный материал по ранней профориентации дошкольников
• Агитационный материал: буклеты, листовки - для привлечения родителей к проблемам профориентации
Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей по профориентации детей дошкольного возраста предусматривает участие родителей в совместной иероприятиях по вопросам профориентации. Конспекты творческих встреч, проекты, экскурсии, изготовление Лэпбуков, фотогазеты представлены в
Заключение
Качественный анализ данных, полученных в ходе анкетирования родителей воспитанников, и детей старшего дошкольного возраста проведенный в апреле 2019 года, доказывает, что сотрудничество педагогов ДОУ с родителями по профориентации детей дошкольного возраста способствует формированию у детей отчетливого представления о многообразии профессий, правильному обоснованию ими значимости труда, а так же повышению педагогической компетентности родителей по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Результатом работы педагогов стало :
1. 100% детей старшего дошкольного возраста знают, где работают родители, в чем ценность их труда., из них 83 % имеют отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда
2. Повышение на 30 % педагогической компетентности родителей в области ранней профориентации детей дошкольного возраста.
3. Повышение на 20 % уровня активного участия родителей в совместной деятельности ДОУ и семьи.
3. Разработка методического сопровождения сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста, которое может использоваться родителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, мы считаем, что наша работа по сотрудничеству педагогов ДОУ с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста позволяет нам решить проблему организации ранней профориентации детей дошкольного возраста и обеспечения повышения уровня педагогической компетентности родителей.
Литература
1. Ранняя профориентация дошкольников : Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями города Пензы / Авт. -сост. : Ежова Л. В., Зерова С. В., Поршнева И. О. и др. – Пенза, 2014
2. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015
3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профес- сиях – М. : Сфера, 2005
4. Чепуштанова О. Кто чем занят? : загадки-обманки // Чем развлечь гостей. – 2009. – №6
5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013
6. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями : Учебно-методическое пособие – СПб: Детство- Пресс, 2012
7. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»
8. В. Маяковский «Кем быть?»
9. А. Л. Барто «Маляр», «Ветеринарный врач»
10. С. Михалков «Парикмахер»