Елена Комарова
Совместная познавательная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Данная непосредственно образовательная деятельность была проведена с использованием информационно-коммуникационных технологий. Мы подготовили презентацию, с помощью которой дети закрепили знания об изменениях в природе зимой. О том, как приспосабливается к ней животный мир. Закрепили знания детей о таких природных явлениях, как «оттепель», «гололедица», «метель», «снегопад». Расширили словарный запас детей, познакомив детей с новыми словами «изморозь», «мышкует». Через дидактическую игру «Кто как готовится к зиме?», закрепили ранее изученный материал.
Публикация «Совместная познавательная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
В презентацию были включены два видеоролика. Один из них дал возможность детям увидеть поведение лисы в природе. Второй видеоролик позволил детям увидеть какими необычными, красивыми бывают снежинки. Этот видеоклип помог нацелить детей на художественно-творческую деятельность. Мы считаем, что совместная деятельность организованная с использованием ИКТ позволяет вызвать интерес к изучаемому материалу, получить яркие впечатления, которые нам так необходимы при работе с детьми.
«Зимние изменения в природе»
Задачи
Воспитывать любознательность к окружающей среде и любовь к природе. Развивать мышление, умение выстраивать логические цепочки и делать выводы по просмотренному материалу. Развивать творческие способности в игре и умение ориентироваться в пространстве, а так же исполнительское мастерство в пении и танце. Закреплять знания детей об изменениях в природе, которые наступают с приходом зимы. Вспомнить с детьми признаки зимы, дать характеристику природным явлениям, рассказать о том, как приспособились животные к зиме? Дать детям возможность отобразить свои впечатления от просмотренных сюжетов в творческой деятельности.
Материал и оборудование: Проектор, экран, ёлочка, диск: «Зимняя песенка», «Снежинки». Презентация «Зимние изменения в природе». Карточки с животными (белка, мышь, бобёр, лось, кабан, заяц, барсук, медведь, ёж, волк, лиса, рысь). На столах приготовлено: белая гуашь, кисти, шестиугольные заготовки из бумаги голубого цвета. Перед экраном стулья полукругом.
Предварительная работа: знакомство детей с сезонными изменениями в природе, в жизни животных, закрепление знаний по данной теме в дидактических играх, через чтение художественной литературы.
Ход совместной деятельности.
Вводный этап. 1 слайд «Зимние изменения в природе»
Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?
Дети: Зима.
В: Какую песню о зиме мы недавно с вами выучили?
Д: «Зимняя песенка»
В: Давайте её споём.
Дети поют песню.
В: Как хорошо вы спели. А теперь садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
2.Сообщение темы совместной деятельности. 2 слайд «Признаки зимы»
В: Сегодня мы с вами поговорим о зиме, об изменениях, которые происходят в природе с наступлением зимы.
3. Беседа.
Начнём наш разговор с признаков зимы. Какие признаки зимы вы знаете.
На экране зарисовка пейзаж зимы. Дети называют признаки зимы.
1. Солнце на небе находится очень низко.
2. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
3. Приходят морозы.
4. Замерзает почва и водоёмы.
5. Земля покрывается снегом.
В: Какие зимние месяцы вы знаете? Давайте проверим.
На экране после слов детей выплывает название месяцев.
4. 4,5,6 слайды: «Декабрь», «Январь», «Февраль». Воспитатель даёт каждому месяцу краткую характеристику.
5. 7 слайд «Природные явления зимой» Выплывает 3 заставки.
В: Каждому времени года соответствует присущее ему природное явление. Давайте уточним, какие природные явления бывают зимой.
На экране появляется название природного явления и соответствующий ему рисунок:
Оттепель, гололедица. Метель, снегопад. Изморозь.
1) В: Ребята, что такое гололедица?
Ответы детей.
В: Правильно, ребята. А если сказать точно - это слой льда на земной поверхности.
В: Что такое «оттепель»?
Д: Это тёплая погода, когда тает снег, лёд.
В: Когда наступает гололедица?
Д: Гололедица наступает после оттепели.
2) В: Следущее явление прочитайте сами.
Дети читают самостоятельно: «Метель»
В: Что такое «Метель»?
Д: Метель - это сильный ветер со снегом.
В: Что такое снегопад?
Д: Это когда снег падает.
3)Словарная работа.
В: Следующее явление природы – это «изморозь». А что такое «изморозь» мы узнаем из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова. Н. Ю. Шведова.
«Изморозь» – это рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе.
6. Уточнение знаний детей о сезонных изменениях в жизни растений. 8 слайд «Как зимуют растения?»
В: Ребята, расскажите, как зимуют растения?
Ответы детей.
Если дети затрудняются, воспитатель подводит итог:
1. Хвойные деревья остаются зелёными.
2. Лиственные деревья, кустарники сбрасывают листву.
3. Травы желтеют и покрываются снегом.
7. Дополнительная информация. 9 слайд «Это интересно»
В: А знаете ли вы, ребята, что земляника и озимая рожь уходят под снег зелёными. Снег защищает их от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.
8. Уточнение знаний детей о сезонных изменениях в жизни птиц. 10 слайд «Зимующие птицы»
В: Ребята, происходят изменения и в жизни птиц. Что вы об этом знаете? Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
Д: Перелётные птицы.
В: А те, которые остаются зимовать, как называются?
Д: Зимующие.
В: Зимующие птицы делятся на две группы. Назовите их.
Д: Оседлые и кочующие.
В: Дайте характеристику оседлых птиц.
Д: Оседлые птицы почти весь год живут на одном месте, приспосабливаются к зиме.
В: Каких птиц этой группы вы знаете?
Д: Воробей, овсянка, сорока, ворона и т. д.
11 слайд.
В: Прочитайте название второй группы птиц.
Д: Кочующие.
В: Дайте характеристику кочующих птиц.
Д: Кочующие птицы перелетают с места на место, а с наступлением зимы переселяются ближе к жилью человека.
В: Каких птиц этой группы вы знаете?
Д: Снегирь, свиристель, дятел, синица.
В: Птицы, чтобы согреться, прилетают ближе к жилью человека, а что нужно сделать человеку, чтобы согреться зимой на улице?
Д: Побегать, попрыгать, поиграть в снежки.
12 слайд.
В: Правильно. Давайте мы с вами тоже выйдем и подвигаемся.
Физкульминутка. П/игра с музыкальным сопровождением «Кутерьма»
9. Уточнение знаний детей о сезонных изменениях в жизни животных. 13 слайд
В: С наступлением зимы изменяется жизнь не только растений и птиц, но и животных. Просмотрите внимательно видеосюжет, после просмотра мы с вами подведём итоги, как изменилась жизнь животных с наступлением зимы.
Просмотр видероликов про животных (слайд 14, 15, 16, 17, 18: «Белка», «Заяц», «Медведь», «Волк», «Лиса»)
10. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса с одновременным показом видеофильма «Как мышкует лиса» (видео находится в презентации). Словарная работа. 19 слайд
Ребята, а знаете ли вы, что главным лисичкиным кормом становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лиса охотится на мышей, говорят, что она «мышкует». Что наша лиса делала сейчас? Правильно – «мышковала».
11. Закрепление знаний в дидактической игре «Кто как готовится к зиме?» 20 слайд
В: Чтобы подвести итоги и закрепить наши знания мы поиграем с вами в игру «Кто как готовится к зиме?»
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением диких животных. Даёт детям задание:
1. Сейчас выходят дети с карточками животных, которые запасают корм на зиму или достают его из-под снега.
Дети выходят с карточками, где изображены белка, мышь, бобёр.
Выходит 21 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.
2. Выходят дети с карточками животных, которые питаются веточками и корой деревьев. Ответы: лось, кабан, заяц.
Выходит 22 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.
3. А сейчас те, у кого есть животные, впадающие в спячку. Ответы: ёж, барсук, медведь.
Выходит 23 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.
4. А теперь, те кто ещё не выходил к нам выйдут и скажут, какие животные у них изображены на карточка, чем они питаются зимой. Выходят дети с карточками животных, которые являются хищниками и всю зиму питаются более мелкими животными. Ответы: волки, лисы, рыси.
Выходит 24 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.
В: Ну что ж, я вижу, что вы всё хорошо запомнили.
12. Загадывание загадки.
В: А сейчас послушайте загадку и скажите о чём она?
25 слайд
Ответы детей.
В: Молодцы! Справились с заданием.
13. Просмотр видеоклипа.
В: Ребята давайте мы с вами посмотрим видеоклип о снежинках. Обратите внимание на то, какие красивые, разнообразные бывают снежинки. Ни одна из них не похожа на другую.
Просмотр видеоролика «Белые снежинки»
В: Ребята, вам понравились снежинки?
Ответы детей.
В: А сейчас давайте сядем за столы и попробуем нарисовать каждый свою снежинку, непохожую на другие. Сотворим своё маленькое чудо.
14. Художественно-творческая деятельность детей.
На столах приготовлено: белая гуашь, кисти, шестиугольные заготовки из бумаги голубого цвета.
Дети самостоятельно выполняют задание.
По окончании выполнения задания, воспитатель говорит:
Все деревья, крыши домов, дорожки покрыты снегом. А наша ёлочка не укрыта снежком. Давайте возьмём свои снежинки и повесим их на ёлочку. Теперь наша ёлочка укрыта снежным покрывалом и стоит нарядная. Обратите внимание, ребята, какие у нас красивые получились снежинки. У каждой снежинки свой неповторимый узор.
15. Танец «Валенки»
В: Вот как мы с вами хорошо поработали, давайте теперь и отдохнём. Станцуем с вами танец «Валенки». (по желанию можно любой танец взять на тему зимы)
16. Прослушивание детских впечатлений.
В: Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? Дети делятся впечатлениями.