Ирина Потехина
Совместная деятельность экологической направленности для детей 5–6 лет с использованием кейс-технологии «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность экологической направленности для детей 5-6 лет с использованием кейс - технологии.
«Путешествие в лес или берегите природу»
Цель: Закрепление ранее приобретённых знаний детей об охране природы.
Задачи:
- расширять коммуникативный, социальный опыт дошкольников;
- совершенствовать диалогическую речь и умения отвечать на вопросы и строить предложения из 2, 3-х и более
Публикация «Совместная деятельность экологической направленности для детей 5–6 лет с использованием кейс-технологии „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать умение анализировать ситуацию, выявлять проблему и выбирать правильные пути решения данной проблемы;
- развивать мышление, речь, память и внимание при выполнении заданий;
- развивать умение отстаивать свою точку зрения используя доказательства.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать уважительное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности.
Средства: кейс – рисунки; 2 детских рюкзака ; содержимое рюкзаков: компас, телефон, скотч, аптечка, муляжи (овощи, фрукты, бутерброды, игрушки (кубики, куклы, машинки, фонограммы: «пение птиц», «марш, деревья, ёлочки,мусор (пакеты, пластиковые бутылки, бумага, и др., гнездо с птенцом (макет)
Подготовительная работа: беседы и чтения произведений о природе и их обителях, о правилах поведения в природе; наблюдения в природе; разучивание физкультминутки, беседы о путешествиях и о том, что необходимо в походе; разучивание стихотворения «Лесные правила».
Ход :
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите отправиться в путь и совершить путешествие в лес? Если хотите, давайте выберем транспорт, на котором мы с вами будем путешествовать (Дети беседуют между собой и решают, что лучше всего отправиться пешком, как туристы.)
Воспитатель:
Если мы отправимся в путь пешком, то давайте решим, что возьмем с собой в путешествие. Туристы берут с собой рюкзаки с необходимыми в дороге вещами.
Дидактическая игра «Собери рюкзак»
Цель: развитие внимательности, активизация словаря, умение описывать предметы.
Ход игры:
На столе стоят два рюкзака и предметы (компас,, аптечка, игрушки, кубики, телефон, продукты (муляжи) и др.) Дети встают парами друг за другом и поочередно подходят к столу. Они выбирают по одному предмету, который пригодится во время путешествия, объясняют свой выбор и складывают эти предметы в рюкзаки (Компас нужен для того чтобы не потеряться в пути. Телефон нужен для того, чтобы сообщить близким, что с нами все в порядке. Другие предметы: игрушки, сувениры, краски дети не берут с собой.)
Дети решают, почему в путешествии эти предметы нам не понадобятся, а наоборот будут мешать. Воспитатель дает детям возможность самостоятельно прийти к решению проблемы. Дети высказываются, почему они выбрали именно эти предметы.
Воспитатель:
Молодцы, ребята собрали рюкзаки правильно, отправляемся в путешествие. (Звучит бодрая музыка, дети маршируют.)
Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и послушайте (Звучит фонограмма «звуки леса».) Вот мы с вами и в лесу.
Кейс - ситуация 1
(Для детей оформлен уголок леса: ели, пни, макеты деревьев и т. д., но повсюду разбросан мусор (бутылки, пластиковые пакеты, бумага). На дереве сломана ветка.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, мы с вами в лесу, но что это? Повсюду мусор!
- Ребята, что мы видим?
Дети: (Разный мусор.);
- Правильно ли поступили люди, которые были в лесу?
Дети: (Конечно, нет.);
- ребята, как мы будем поступать?
Дети: (Соберем мусор.);
Воспитатель:
- как вы думаете, что может произойти, если люди будут постоянно мусорить в лесу?»
Дети: (Лес превратится в свалку и от этого, будут страдать животные и растения.)
Воспитатель:
-Ребята, как нужно поступать с мусором, который остается в лесу после отдыха?
(Дети предлагают разные варианты: собрать в пластиковые пакеты и забрать с собой, оставить в пакетах в лесу, спрятать под елками, закопать мусор. Дети решают собрать мусор в пакет и забрать с собой.)
Кейс - ситуация 2
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на дерево, ветка сломана!
(Дети обращают внимание на сломанную ветку.)
Воспитатель:
- Ребята, а как мы поступим с веткой, которая сломана?
Дети: Давайте обмотаем веточку скотчем, бинтом. Так как в походном рюкзаке есть скотч, дети аккуратно обматывают ветку.
Кейс – ситуация3
Дети подходят к дереву и видят, что на земле лежит гнездо с птенцом.
Воспитатель:
Ребята, что это? Посмотрите гнездо, а там маленький птенец.
как мы будем поступать?
Дети :
давайте положим гнездо с птенцом на дерево и не будем трогать его руками. (Дети думают забрать с собой домой гнездо и выкормить птенца. Далее дети спорят и приходят к выводу, что птенца нельзя трогать руками. Нужно положить гнездо на ветку дерева).
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы поступили правильно, ведь если бы вы взяли птенца с собой, он бы погиб и не смог жить в других условиях, кроме леса. Прилетит мама – птица и будет его кормить. Ребята, вот мы с вами навели в лесу порядок, обмотали скотчем сломанную ветку, положили гнездо с птенцом на дерево. Теперь давайте погуляем по лесу.
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли…»
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. (Идут по кругу, взявшись за руки, смотрят по сторонам.)
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели. (Смотрят вверх, поднимают руки.)
Бабочки летали, крылышками махали, (Машут руками.)
Мы листочки приподняли, в ладошку ягодки собрали. (Садятся на корточки и «собирают» ягоды.)
Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Встают, поднимают руки и вытирают пот со лба.)
(Дети рассаживаются на пеньки.)
Беседа:
Воспитатель:
Ребята, мы с вами навели в лесу порядок, спасли сломанную веточку и маленького птенчика. Но вдруг кто-то придет в лес, снова будет сорить, ломать ветки на деревьях, увидят гнездо с птенцом на земле, заберут его с собой домой или просто оставят лежать на земле. Что же нам сделать, чтобы люди поняли, как соблюдать простые правила поведения в природе?
Дети предлагают разные варианты:
- написать памятки и раздать в людных местах школах, магазинах др. ;
- разработать и нарисовать эмблемы, знаки;
- нарисовать большие плакаты и развесить в лесу.
Наконец решаем разработать и нарисовать эмблемы – обозначения, которые можно развесить в лесу, а также при помощи родителей и воспитателей приготовить памятки и раздать людям. (отнести в магазин, школу и др. места
Воспитатель:
Ребята, теперь, когда мы вернемся в детский сад, мы должны обязательно разработать эмблемы – обозначения и памятки правил поведения в природе
Воспитатель:
Посмотрите под ёлочкой лежит конверт, Дима принеси его пожалуйста.
Кажется, он от Деда - Природоведа давайте же посмотрим, что он нам пишет:
«Здравствуйте, дорогие ребята
Пишет вам ваш друг Дед - Природовед. Очень часто дети приходят в лес и ведут себя по- разному, посмотрите на рисунки и скажите, правильно ли поступают дети находясь в лесу? Я знаю, что вы хорошие ребята и окажите мне помощь. Картинки, где дети поступают неправильно положите в красный конверт, а картинки, где ребята поступают, правильно положите в зеленый конверт. Конверты уберите туда, где нашли мое письмо. Еще я знаю, что вы любите и изучаете природу и надеюсь, что правильно отгадаите мои лесные загадки. Я надеюсь, вы справитесь с моими заданиями. Сегодня я не могу с вами встретиться, занимаюсь важными лесными делами. Всегда жду вас в гости!»
Ваш Дед - Природовед.
Воспитатель:
Ну, что ребята мы готовы выполнить задания Деда -Природоведа?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Ну, чтож попробуем отгадать загадки:
Русская красавица,
Всем нам очень нравиться.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (береза)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель, сосна)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (дуб)
Молодцы, ребята, мы с вами отгадали правильно загадки. Осталось разобраться с картинками, сейчас мы их внимательно рассмотрим, а потом правильно разложим по конвертам.
Кейс - иллюстрация 1
- Ребята, что вы видите? (Мальчик палкой разрушает муравейник.);
Воспитатель:
- правильно ли поступает мальчик?
Дети: (Конечно, нет, муравейники нужно защищать.)
Воспитатель:
- ребята, а как мы дети можем защитить муравейники?
Дети: Огородить муравейник небольшим забором или написать табличку «Берегите муравейники».
Воспитатель:
- как вы думаете, что может произойти, если люди будут все время разрушать муравейники?
Дети: Муравьи – санитары леса. Их называют так, потому что они за лето уничтожают огромное количество погибших насекомых. Также они питаются вредными гусеницами, которые поедают растения. Если не будет муравьев, растительность будет гибнуть от вредителей.
Воспитатель:
- ребята, вы молодцы и правильно все рассказали, в какой конверт мы положим эту картинку?
Дети: в красный конверт.
Кейс - иллюстрация 2
- Ребята, что вы видите?
Дети: Девочки ловят бабочек сачком и рвут цветы.
Воспитатель:
- Ребята, правильно ли поступают девочки?
Дети: Девочки поступают неправильно, бабочки погибнут в неволе, а цветы высохнут.
Воспитатель:
- А может быть у друзей девочки день рождение, и она хотела подарить букет?
Дети: Нужно сорвать совсем небольшой букет, а не рвать охапку цветов.
Воспитатель:
- как вы думаете, что может произойти, если люди все время будут ловить бабочек и рвать огромное количество цветов?
Дети: Бабочки и цветы исчезнут и не будут нас радовать.
Воспитатель:
- ребята, в какой конверт мы положим эту картинку?
Дети: В красный конверт.
Кейс - иллюстрация 3
- Ребята, что вы видите?
Дети: Дерево, на котором прикреплен скворечник. Скворцы летают, кормят своих птенцов червяками.
Воспитатель:
- правильно ли поступают люди, когда вешают на деревья скворечники?
Дети: Люди поступают правильно. Наши родители тоже прикрепляют скворечники весной на деревья.
Воспитатель:
- как вы думаете, что может произойти, если люди не будут вешать скворечники?
Дети: Скворцы оказывают большую помощь людям - они съедают большое количество вредителей: гусениц, тлю и т. д.. Скворцы очень красиво поют и радуют людей.
Воспитатель:
- ребята, в какой конверт мы положим эту картинку?
Дети: В зеленый конверт.
Кейс – иллюстрация 4
- Ребята, что вы видите?
Дети:(Мальчик и девочка сажают дерево. Мальчик копает, а девочка поливает дерево.
Воспитатель:
- ребята, правильно ли поступают мальчики?
Дети: Они поступают правильно, надо больше сажать деревьев.
Воспитатель:
- как вы думаете, что может произойти, если люди не будут сажать деревья и цветы
Дети:(Вокруг не будет красоты и зелени, надо обязательно сажать деревья, они очищают воздух от вредных газов, которые исходят от машин.
Воспитатель:
- ребята, в какой конверт мы положим эту картинку?
Дети: В зеленый конверт.
Воспитатель:
Вот и закончились картинки Деда - Природоведа, с заданиями мы справились, молодцы! Конверты кладем под елочку. Еще наши ребята подготовили очень интересное стихотворение об охране приро
Лесные правила
1. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать
Бабочки пускай летают
Ну кому они мешают.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!» (Н. Рыжова)
Воспитатель:
Спасибо большое ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Итак, собираем рюкзаки и отправляемся в обратный путь.
Звучит бодрая музыка. (Дети маршируют).
Рефлексия
Вот мы с вами и вернулись. Ребята, вам понравилось путешествовать?
Где мы с вами были? А что вам больше понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Куда мы с вами отправимся в следующий раз?
Нас с вами ждет очень важное дело, которое поможет нам в охране природы. Мы с вами придумаем и нарисуем эмблемы, подготовим памятки, но это мы сделаем на другом занятии.