Яна Нинахова
Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ЗПР «Дарит осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие представлений детей путем экспериментирования о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы (почему листья желтеют и опадают и как они опадают);
- обогащать словарь детей новыми словами (черешок, кромка, хлорофилл).
- формировать умение устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ЗПР „Дарит осень“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе;
- развивать умения использовать в речи качественные прилагательные;
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитательные: - воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;
- воспитывать бережное отношение к природе и умение чувствовать, понимать красоту окружающего мира;
- воспитывать самостоятельность в процессе поисковой деятельности. Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Оборудование и материал: интерактивное оборудование (презентация); разноцветные бумажные листочки; листья настоящие крупные и мелкие разной формы; камни, шишки, прозрачный контейнер с водой; бумажные листочки, краска, стаканы с водой; бумага, деревянные кубики, веточка.
Ход совместной деятельности
I. Вступительная часть
Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются, становятся в круг:
Мы – дружные ребята,
Возьмёмся за ладошки,
Подарим мы друг другу
Любви, тепла немножко.
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу
- Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой с нашими гостями и поздороваемся (протягивают ладошки, здороваются).
Ребята посмотрите, к нам на почту пришло письмо.
- Как вы думаете от кого оно? (Ответы детей).
Послушайте, что пишет, Маша: "Здравствуйте девчонки и мальчишки! Соскучились по мне? Вы знаете, я очень люблю приключения. А вы любите? Давайте вместе отправимся в путешествие! А куда попробуйте отгадать. "
Загадка
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Звучит волшебная музыка)
— Вот мы и очутились в лесу.
Просмотр видео "Лес"
II. Основная часть
- Посмотрите, какой красивый лес. Чтобы понять куда идти нам дальше, давайте посмотрим на карту.
- Какой листик нам надо найти? (Ответы детей)
Дети находят оранжевый лист.
- Смотрите этот лист с вопросами. Давайте ответим на их.
- Какое сейчас время года? (Ответы детей)
- Назовите приметы осени? (Ответы детей)
Игра «Какая бывает погода?» -
-У меня в руках осенняя веточка, я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода бывает осенью.
Если осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)
Если осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)
Если осенью холодно, какая погода? (холодная)
Если осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)
Если осенью сыро, какая погода? (сырая)
Если осенью ясно, какая погода? (ясная)
- Ребята, давайте вспомним стишок про осень.
"Осень" Трутнева Е. Ф. (звучит музыка)
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето…
- Давайте посмотрим куда же нас ведет карта. Какой нам надо найти лист? Дети находят красный лист.
Опыт 1 «Как листья опадают»
- Ребята, вы заметили, что осенью опадает много листьев, но они падают по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
- Этот листик с какого дерева? (Ответы детей)
- Значит он какой? (Ответы детей)
Возьмите в руку кленовый листочек, поднимите вверх и выпустите его.
- Пока лист летел, что вы заметили? (Ответы детей)
- Как он падал? (Ответы детей)
- Теперь возьмем маленький березовый листочек и бросим его.
- Как он падает? (Ответы детей)
Вывод: крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
- Давайте посмотрим куда дальше идти.
Дети находят желтый листок.
Опыт 2 «Кораблики в луже»
- Ребята вы, наверное, обратили внимание что поздней осенью часто дуют холодные ветра, срывая с деревьев последние листочки, идут затяжные дожди, на улице появляется много луж. Представьте, что перед вами большая лужа. - Как вы думаете если бросить листик в воду он утонет?
Давайте проверим, возьмите листик бросьте его в лужу.
- Почему он не утонул?
- А еще у нас есть шишки, проверим утонут ли они. И камни бросим. Почему листики и шишки не тонут, а камни утонули?
Вывод: Камень тяжелее листочка и шишки.
Физминутка «Мы - осенние листочки»
Мы - осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой (Поворачиваются на право друг за другом)
Друг за другом полетели. (Бег по кругу. друг за другом)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)
Дети смотрят на карту, находят коричневый листок. - Здесь вопрос - как вы думаете, зачем дереву нужны листья? (Ответы детей)
Рассматривание строения листа
- Смотрите, как устроен лист. Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод: у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
- Ребята, а вы хотите узнать, как растения пьют воду? (Ответы детей)
Опыт 3 «Как растения пьют воду» - Ребята посмотрите у нас есть разноцветная водичка.
- Как вы думаете, что произойдет с листочками если их поставить в стакан с окрашенной водой? (Ответы детей)
- Давайте проверим как же листочки пьют воду.
- Возьмите белый листочек и опустите его в стакан черешком вниз.
- Посмотрите внимательно на листочки как они уже начали окрашиваться в разные цвета с низу вверх – так и в природе с помощью жилок листья питаются водой.
Вывод: у всех растений есть эти жилки, с помощью которых они пьют воду и берут питательные вещества из почвы.
Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья» Н. В. Нищева
Ветер по лесу летал, (Дети машут над головой.)
Ветер листики считал. (Хлопают в ладоши.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальцу на каждую строку.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки (Показывают большой палец.)
Ветер бросил на тропинку. (Опускают руки на колени.)
Ветер по лесу кружил, (Делают круговые движения руками.)
Ветер с листьями дружил. (Соединяют ладошки и скрещиваю пальцы.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальцу на каждую строку.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки (Показывают большой палец.)
Тихо дремлет на тропинке. (Прикладывают ладошки к щеке.)
На карте изображен зеленый лист, дети находят листочек
Опыт 4 «Почему листья зеленые?»
- Ребята как вы думаете, почему листья зелёные? (Ответы детей)
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой бумаги. Теперь деревянным кубиком сильно придавите покрутите по листочку сквозь бумагу. -Что вы видите? (Ответы детей, на ткани появились зеленые пятна.)
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет.
Вывод: когда наступает осень и становится холоднее, меньше солнечного света. Зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым, оранжевым, красным или коричневым.
- Смотрите нам пришло сообщение от Маши: «Дорогие друзья, мне было очень интересно с Вами путешествовать. В осеннем лесу происходили настоящие чудеса. Спасибо Вам большое! До скорой встречи. Пока!»
III. Заключительная часть
- Спасибо большое, за увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться. А чтобы вернутся обратно надо отгадать загадку.
Загадка
Во дворе беседки,
И песочниц ряд,
Весь такой нарядный,
Стоит наш …
(Звучит волшебная музыка)
Вот мы и вернулись в свой детский сад.
- Ребята понравилось Вам наши приключения? (Ответы детей)
- Что Вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- А что интересное вы запомнили? (Ответы детей)