светлана вореженкова
«Путешествие капельки». Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать +Заказ
Экспериментальная деятельность с предметами природы. «Путешествие капельки»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
-Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы,
-закреплять правила безопасности при проведении опытов
-воспитывать умение слушать ответы товарищей в процессе опытов
-обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.
Публикация «„Путешествие капельки“, Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: ведёрко с загадками, глобус, прозрачные стаканчики, тарелки, краски, кисточки, карточки, термос со льдом и с кипятком, блюдечки, салфетки, соль, д/и «где живёт вода» ,шампунь деревянные палочки (ложечки, трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Я приготовила для вас необычные загадки, они находятся у меня в ведёрке.
Попробуете разгадать их?
Дети: Да!
Воспитатель: (загадки в виде капельки) И так первая загадка.
С крыши вниз свисает
Острая рогулька
Капли в низ бросает
Мокрая (сосулька)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это (дождь)
Он всегда дружит с дождём,
Серой мглой покроет дом.
Мы с тобой пойдём вдвоём
И друг друга не найдём. (туман)
Воспитатель: Ребята что объединяет все наши отгадки?
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода, правильно, в этих загадках говорится о трё х состояниях воды: какие –(твёрдое, жидкое и парообразное). Перед вами лежат человечки, наши с вами друзья. Подберите к этим человечкам наши капельки-загадки.
В сосульке какие человечки-(дружные, крепкие). А в воде-
А в тумане-
Воспитатель: молодцы ребятки вспомнили наших друзей.
И сегодня мы с вами поговорим о воде!
Как называется наша планета на которой мы с вами живём?
Дети: земля
Воспитатель: Вот модель нашей планеты, мы с вами уже знакомы с ней, это глобус.
Давайте ещё раз посмотрим на глобус и вспомним каким цветом обозначают воду на глобусе.
Дети: синим, голубым
Воспитатель: посмотрите сколько её много. А какие водоёмы вы знаете?
Дети: море, озеро, ручей, река…
Воспитатель: А ещё она есть во всём живом, в растениях, в животных, в человеке.
Мы с вами всё знаем о воде?
(ответы детей)
Воспитатель: И сегодня я снова приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы узнаем ещё многое интересное о воде. Но прежде чем приступить к нашим исследованиям, вспомним правила поведения в лаборатории!
-Не шуметь- этим мы мешаем другим
-Слушать воспитателя
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Ну что ж, я приглашаю вас за стол!
1 опыт «Прозрачность воды»
Воспитатель: Ну что ж юные исследователи, перед вами стоят два стаканчика с водой, и картинки. Возьмите картинку и поставьте её за стаканчик. Видно картинку?
(ответы детей)
Прозрачна ли вода?
(ответы детей)
Воспитатель: а теперь давайте подкрасим её красками. Берём кисточку обмакиваем её в краску и подкрашиваем воду. Подкрасили?
Снова берём картинку и ставим её за стаканчик. Видно её?
(ответ детей)
Воспитатель: С помощью красок мы сделали воду не прозрачной.
сделаем с вами вывод вода- прозрачна! А можно ли воду сделать снова прозрачной?
Да, её можно отфильтровать…да вы правы можно отфильтровать с помощью фильтра, но мы оставим стаканчики с подкрашенной водой на некоторое время и посмотрим что будет.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Выходите ко мне.
Девочки будут красками, а мальчики будут прозрачной водой, ну а я буду кисточкой. (краски с одной стороны, вода в противоположной) Я кисточка-беру краску и размешиваю её воде, а вы перемешиваетесь. Вот у меня какая стала вода синего цвета…. теперь вода отстоялась, краска осела на дно стаканчика, а в верхнем слое стала прозрачной!
Молодцы здорово у вас получилось!
Воспитатель: И теперь я нова вас приглашаю за стол к следующему опыту.
2 опыт «Превращение воды»
Воспитатель: вытяните перед собой руку и закройте пожалуйста глаза
(по руке проводится кусочком льда) Что вы почувствовали?
Дети: холод
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошки и посмотрите, что с ним будет происходить?
Дети: Лёд начинает таять. Лёд превратился в воду.
Воспитатель: Что же такое лёд?
Дети: Вывод-Лёд это вода в твёрдом состоянии.
Воспитатель: Возьмите салфетки и протрите руки.
Рассмотрите кубики льда. Давайте насыплем на середину одного кубика немного соли Подумайте и скажите, что произойдёт с кубиком, посыпанным солью и с кубиком, не посыпанным солью, (Ледяной кубик, не посыпанный солью, останется прежним. А ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие.)
(Вывод делает воспитатель).
Вывод: Солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов.
Когда на улице была зима и мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими.
3 опыт «Как образуется дождь»
Воспитатель: Посмотрите что это у меня? (показывает термос)
В термосе у меня кипяток-видите над ним пар? Над паром я поставлю блюдечко. Что стало с паром, во что он превратился? (в капельки воды) Что стало с блюдцем?
Дети: (оно запотело)
Воспитатель: Как вы думаете пар -это вода или нет?
Дети: Пар- это вода. Сильно нагретая вода превращается в пар.
(Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.)
Воспитатель. Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе») Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Вывод: пар- это вода.
Воспитатель: Молодцы! Давайте ещё немножко с вами поиграем. (д/и «где живёт вода») Подходите ко мне.
Перед вами табличка с капелькой в серединке, и ещё много маленьких карточек. Сейчас вы возьмёте картинку внимательно посмотрите, подумаете и скажите какое она имеет отношение к воде.
Ну что ж и с этим заданием вы замечательно справились.
Воспитатель: и на последок я приготовила вам сюрприз. Давайте с вами сделаем мыльные пузыри и возьмём их с собой на прогулку.
Пройдём с вами за стол, Для этого, мы наливаем в стаканчики воду, аккуратно добавляем в воду шампунь, перемешиваем ложечкой. Теперь окунём трубочку в наш раствор и осторожно пробуем надуть пузырьки….получилось?
Ну что ж наши опыты закончились, подходите все ко мне. Мы с вами узнали много нового о воде? А теперь ответь мне,
- как образуется дождь?
-А как воду превратить в пар (лёд)
Ну то ж наше интересно путешествие с капелькой подошло к концу, скажем всем до свидания! До новых встреч!