Елена Абакумова
Консультация для родителей «Совместная деятельность родителя и ребенка дошкольного возраста»
«Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания» Н. К. Крупская
В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения необходима активная поддержка родителей, их участие в жизни группы и детского сада в целом. Именно в таком подходе к воспитанию и развитию детей можно вырастить человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни, переживать окружающим и т. д., который может всё!
Публикация «Консультация для родителей „Совместная деятельность родителя и ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
Любимым занятием детей разного возраста является игра – ведущий вид детской деятельности и результат интеграции общения, познания, труда. Формирование игровых умений у детей осуществляется в совместной игре ребёнка с взрослым, где взрослый выступает для ребёнка одновременно, как партнёр и как носитель формируемого способа игровой деятельности
Игра есть:
• особое отношение ребенка к окружающему его миру;
• особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
• социально – заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру);
• особое содержание усвоения;
• деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развития психики ребенка.
Совместная игровая деятельность полезна для детей дошкольного возраста, так как она:
• улучшает психическую устойчивость;
• способствует развитию социальных ролей;
• помогает развивать нравственность;
• развивает навыки сотрудничества;
• способствует развитию навыков эмоционального контроля;
• учит сопереживать и сочувствовать другим людям.
В детском саду совместную игру может организовывать воспитатель, а в остальных ситуациях требуется помощь родителей.
Примеры совместных игр :
1. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа».
2. Игры на развитие мыслительных навыков, например, «Что изменилось».
3. Игры между сиблингами.
Важно предоставлять детям большое количество игрушек, чтобы они могли заниматься вместе.
Ролевые игры - известные всем «Дочки-матери», «Семья» - с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный - папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему.
При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме - взрослой, «ведомой» в этой игре - объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса - и это поможет, не заостряя внимания, как бы, между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Нередко слышишь от родителей : «Я не умею играть! Мне неинтересно! Я домой прихожу - мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться».
Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. «Ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша - научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз.
Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото - старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер.
Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство - и давайте играть!