Елена Широкова
Совместная деятельность педагога и детей (работа с родителями) вне занятий по тематической неделе «22 марта — день Жаворонка»
▼ Скачать
Совместная деятельность педагога и детей вне занятий по тематической неделе «22 марта- День «Жаворонка»
Цели: познакомить детей с календарным русским народным праздником - 22 марта – днём «жаворонков»
Обучающие: формировать представления детей о национальных традициях русского народа.
Приобщать детей к истокам народной культуры.
Закреплять знания детей о народных играх.
Публикация «Совместная деятельность педагога и детей (работа с родителями) вне занятий по тематической неделе „22 марта — день Жаворонка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Вызвать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа через устный, затейный фольклор (заклички – веснянки, пословицы, приметы, загадки).
Уточнить представление о перелётных птицах Нижегородского края, их образе жизни.
Воспитательная: воспитывать любовь к русской культуре и ее традициям. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.
Развивающая:Продолжать развивать интерес к обрядам и культуре русского народа.
Способствовать развитию творческой инициативы.
Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
Дидактические игры
Дидактическая игра: «Чья тень?»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты.
Задачи:
-Развивать познавательную деятельность.
-Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
-Развивать приемы зрительного наложения.
-Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: Продолжать Учить детей классифицировать птиц, использовать в активной речи обобщающие слова — «перелетные», «зимующие» птицы.
Дидактическая игра «Фотограф» и игра с фонариком «Найди жаворонка».
Цель: формирование умения узнавать и называть перелетных птиц.
Дидактическая игра: «Собери картинку» Цель: расширять представления детей об обрядовых праздниках.
Работа с Лэпбуком «22 марта-День Жаворонка».
Цель: получение, расширение и закрепление знаний об обрядовом празднике «Жаворонок».
Словесные игры:
Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»
Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р. п. мн. числа ( например: Журавли – журавлят
Грачи – грачат)
Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»
Цель: формирование умения называть перелетных птиц
«Что умеют делать птицы?»
Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий ( например: прыгают, летают и т. д.)
Д/и «Назови одним словом»
Цель: формирование умения образовывать сложные слова
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»
Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные. (У журавля-журавлиные)
Д/и «Один - много»
Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И. п. и Р. падежах. (например, соловей-соловьи-соловьев)
Чтение художественной литературы:
-«Добрый жаворонок»-(Болгарская сказка);
-«Жаворонок и волк»-(польская народная сказка.
- О чем поют жаворонки- Монгольская народная сказка.
• -Ворона и жаворонок (Латышская народная сказка)
• -Три совета (Кабардинская народная сказка)
-Жаворонок — И. С. Соколов-Микитов
-Жаворонок - Г. А. Скребицкий
-Чьи это ноги — Бианки В. В. Сказка про жаворонка и птичьи ноги.
-Алексей Толстой "Звонче жаворонка пенье"
-С. Я. Маршак "Жаворонок"
-Ирис Ревю "Жаворонок с пестринками"
Рассматривание картин русских художников на тему «Встреча весны» или «Жаворонки»
• И. Б. Кирилов «Жаворонки»;
• Джордж Джеймс Ранкин "Жаворонок"
• Базиль Эде "Жаворонок"
• Винсент Ван Гог "Жаворонок над пшеничном полем" ("Пшеничное поле с жаворонком")
• Пол Пил "Жаворонки в поле"
Мастер-класс
Встреча весны «Сороки» Лепка из дрожжевого теста «Жаворонка»
Цель: Получение удовольствия от процесса лепки. Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, русские народные игры, песни. Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Формировать технические умение и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.
Работа в творческой мастерской: Изготовление «Жаворонка из глины»
Цели занятия :
- Формирование навыков работы с глиной;
- Закрепление знаний о лепке
- Формирование профессиональных знаний о гончарном ремесле;
- Закрепление навыков работы с необходимыми инструментами и соблюдение правил по технике безопасности;
- Закрепление знаний работы по схеме последовательности изготовления поделок;
- Закрепление природоведческих знаний о времени года «Весна»;
- Закрепление знаний о православных праздниках и приметах весеннего календаря;
- Формирование навыков коллективного труда и взаимопомощи в работе;
Мастер класс: Изготовление «Птичка-Веснянка из лыка»
Цель: Научить делать обрядовую куклу из лыка.
Задачи:
• Познакомить с природным материалом – лыко;
• Развивать у детей мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия, упражнять в завязывании узлов из ниток;
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, развивать и укреплять интерес к культуре славянских народов;
Подвижные игры:
П/и «Займи домик»
Задачи: упражнять детей в умении действовать по звуковому сигналу, беге врассыпную, развивать координацию движений.
Правила игры:
Дети разбиваются на пары - это «домики», берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми-«домиками».
П / и ««Гори ясно»
Задачи: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Правила игры: Считалкой выбирается ведущий. Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него ленточка, он начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается разделить, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной. Все играющие произносят слова:
Раз, два не воронь,
А беги как огонь!
Два игрока начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему, схватив ленточку, тот и победил. В дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел, встает обратно в круг.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Задачи: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге.
Правила игры: Дети стоят врассыпную – «птицы». По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят и залезают на возвышенную поверхность: скамейки, стулья, старший возраст – гимнастическая стенка. По сигналу «буря прекратилась» птицы летают.
П / и «Ручеек»
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
П / и «Жаворонки в гнездах» (игра на подобие «Займи пустое место»
Задача: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Продуктивная деятельность :
Рисование «Жаворонок»
Цель: Закреплять навыки рисования жаворонка.
Задачи:
- расширять знания старших дошкольников о перелётных птицах, о весенних
изменениях в природе;
- закреплять знания и умения рисовать жаворонка простым карандашом;
- упражнять в приёмах закрашивания жаворонка акварельными красками и создавать фон;
- развивать образное мышление и память;
- воспитывать в детях умение видеть красоту природы;
Организация выставки совместного творчества родителей и детей на тему «Жаворонок»
Просмотр презентации «22 марта -День жаворонка»
Цель: Познакомить с традиционным праздником русского народа «Жаворонки», показать взаимосвязь его с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, воспитывать интерес и уважение к нему.
Работа с родителями : Видео «22 марта- День Жаворонка-обрядовый праздник»
Цель: Познакомить родителей и детей с традицией русского народа празднования встречи весны, заклички, жаворонки.
Дидактические игры
Дидактическая игра: «Чья тень?»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты.
Задачи:
-Развивать познавательную деятельность.
-Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
-Развивать приемы зрительного наложения.
-Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: Продолжать Учить детей классифицировать птиц, использовать в активной речи обобщающие слова — «перелетные», «зимующие» птицы.
Дидактическая игра «Фотограф» и игра с фонариком «Найди жаворонка».
Цель: формирование умения узнавать и называть перелетных птиц.
Дидактическая игра: «Собери картинку» Цель: расширять представления детей об обрядовых праздниках.
Работа с Лэпбуком «22 марта-День Жаворонка».
Цель: получение, расширение и закрепление знаний об обрядовом празднике «Жаворонок».
Словесные игры:
Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»
Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р. п. мн. числа ( например: Журавли – журавлят
Грачи – грачат)
Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»
Цель: формирование умения называть перелетных птиц
«Что умеют делать птицы?»
Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий ( например: прыгают, летают и т. д.)
Д/и «Назови одним словом»
Цель: формирование умения образовывать сложные слова
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»
Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные. (У журавля-журавлиные)
Д/и «Один - много»
Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И. п. и Р. падежах. (например, соловей-соловьи-соловьев)
Чтение художественной литературы:
-«Добрый жаворонок»-(Болгарская сказка);
-«Жаворонок и волк»-(польская народная сказка.
- О чем поют жаворонки- Монгольская народная сказка.
• -Ворона и жаворонок (Латышская народная сказка)
• -Три совета (Кабардинская народная сказка)
-Жаворонок — И. С. Соколов-Микитов
-Жаворонок - Г. А. Скребицкий
-Чьи это ноги — Бианки В. В. Сказка про жаворонка и птичьи ноги.
-Алексей Толстой "Звонче жаворонка пенье"
-С. Я. Маршак "Жаворонок"
-Ирис Ревю "Жаворонок с пестринками"
Рассматривание картин русских художников на тему «Встреча весны» или «Жаворонки»
• И. Б. Кирилов «Жаворонки»;
• Джордж Джеймс Ранкин "Жаворонок"
• Базиль Эде "Жаворонок"
• Винсент Ван Гог "Жаворонок над пшеничном полем" ("Пшеничное поле с жаворонком")
• Пол Пил "Жаворонки в поле"
Мастер-класс
Встреча весны «Сороки» Лепка из дрожжевого теста «Жаворонка»
Цель: Получение удовольствия от процесса лепки. Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, русские народные игры, песни. Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Формировать технические умение и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.
Работа в творческой мастерской: Изготовление «Жаворонка из глины»
Цели занятия :
- Формирование навыков работы с глиной;
- Закрепление знаний о лепке
- Формирование профессиональных знаний о гончарном ремесле;
- Закрепление навыков работы с необходимыми инструментами и соблюдение правил по технике безопасности;
- Закрепление знаний работы по схеме последовательности изготовления поделок;
- Закрепление природоведческих знаний о времени года «Весна»;
- Закрепление знаний о православных праздниках и приметах весеннего календаря;
- Формирование навыков коллективного труда и взаимопомощи в работе;
Мастер класс: Изготовление «Птичка-Веснянка из лыка»
Цель: Научить делать обрядовую куклу из лыка.
Задачи:
• Познакомить с природным материалом – лыко;
• Развивать у детей мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия, упражнять в завязывании узлов из ниток;
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, развивать и укреплять интерес к культуре славянских народов;
Подвижные игры:
П/и «Займи домик»
Задачи: упражнять детей в умении действовать по звуковому сигналу, беге врассыпную, развивать координацию движений.
Правила игры:
Дети разбиваются на пары - это «домики», берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми-«домиками».
П / и ««Гори ясно»
Задачи: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Правила игры: Считалкой выбирается ведущий. Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него ленточка, он начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается разделить, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной. Все играющие произносят слова:
Раз, два не воронь,
А беги как огонь!
Два игрока начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему, схватив ленточку, тот и победил. В дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел, встает обратно в круг.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Задачи: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге.
Правила игры: Дети стоят врассыпную – «птицы». По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят и залезают на возвышенную поверхность: скамейки, стулья, старший возраст – гимнастическая стенка. По сигналу «буря прекратилась» птицы летают.
П / и «Ручеек»
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
П / и «Жаворонки в гнездах» (игра на подобие «Займи пустое место»
Задача: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Продуктивная деятельность :
Рисование «Жаворонок»
Цель: Закреплять навыки рисования жаворонка.
Задачи:
- расширять знания старших дошкольников о перелётных птицах, о весенних
изменениях в природе;
- закреплять знания и умения рисовать жаворонка простым карандашом;
- упражнять в приёмах закрашивания жаворонка акварельными красками и создавать фон;
- развивать образное мышление и память;
- воспитывать в детях умение видеть красоту природы;
Организация выставки совместного творчества родителей и детей на тему «Жаворонок»
Просмотр презентации «22 марта -День жаворонка»
Цель: Познакомить с традиционным праздником русского народа «Жаворонки», показать взаимосвязь его с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, воспитывать интерес и уважение к нему.
Работа с родителями : Видео «22 марта- День Жаворонка-обрядовый праздник»
Цель: Познакомить родителей и детей с традицией русского народа празднования встречи весны, заклички, жаворонки.