Ольга Гриненко
«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы.
«Подводное царство»
Старшая группа, воспитатель Гриненко Ольга Александровна
Цели:
Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;
Публикация «„Подводное царство“, Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме „Рыбы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться).
Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.
Воспитательные : Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».
Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организация занятия.
Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)
Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)
Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)
Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)
Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)
Где живут рыбы?
Почему им хорошо в водичке?
Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)
Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)
2. Пальчиковая гимнастика.
Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими
волнообразные движения, вращая в запястьях
в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)
Рыбка золотая,
Посмотрите на неё –
Красивая какая.
3. Работа с иллюстрациями.
Детям предлагаются картинки с изображением рыб.
Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)
Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)
Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)
Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.
Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.
А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.
На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.
А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.
4. Беседа по содержанию стихотворения.
Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?
Где спят эти животные?
Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)
Почему не видно следов рыбок на воде?
5. Игра «Назови ласково».
Рыба - …
Икра - …
Сом - …
Река - …
Лягушка - …
Хвост - …
Вода - …
Улитка - …
6. Анализ слова рыба.
Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)
Какой звук вы слышите первым?
Какой звук следует после р?
Следующий звук? (звук б)
И последний звук? (звук а)
Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?
6. Игра «Поймай рыбку».
Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок).
Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.
1 ребенок. У меня две рыбки.
2 ребенок. У меня одна рыбка.
3 ребенок. У меня четыре рыбки.
4 ребенок. У меня пять рыбок.
5 ребенок. А у меня три рыбки.
Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.
7. Пальчиковая гимнастика.
Жил да был один налим, (Складывают ладошки,
делают ими плавные движения,
имитируют движения плавников.)
Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,
Делают движения двумя ладонями.)
Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают
взмахи ладонями.)
По четыре раза в сутки
И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)
8. Игра «Представь, что ты…»
Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».
Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)
Изобразите жадную старуху.
А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?
А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?
9. Индивидуальная работа за столами.
Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)
10. Итог занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.