Юлия Фролова
Советы родителям «Ваш ребенок поступает в детский сад. Адаптация к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Живя в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок, т. е. его организм, постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды. И, если установленный в семье порядок изменяется (переезд в другую квартиру, приход постороннего человека, то у ребенка возникают различные временные нарушения обычного поведения (настороженность, капризы, потеря аппетита и т. д.).
Публикация «Советы родителям „Ваш ребенок поступает в детский сад, Адаптация к детскому саду“» размещена в разделах
Поступление в детский сад – это резкое изменение всех условий жизни (режим, способ кормления, окружение, деятельность). При неправильном проведении адаптационного периода нервной системе ребенка может быть нанесена травма, ведущая к глубоким отрицательным реакциям вплоть до невротических расстройств.
Каким образом подготовить ребенка к поступлению в детский сад, т. е. способствовать созданию психологически комфортного состояния ребенка во время пребывания в детском саду :
- осуществлять физическую подготовку (прогулки, закаливание, витамины);
- сформировать элементарные культурно-гигиенические навыки (одевание, умение есть, гигиена в туалете, т. е. способствовать развитию самостоятельности при самообслуживании;
- перевести домашний режим ребенка на режим детского сада (сон, питание);
- помочь накопить опыт общения с другими взрослыми и детьми.
В период адаптации не должно быть каких-либо травмирующих мероприятий (прививки, стрижка). Если у ребенка есть вредные привычки, искоренять их в этот период нельзя.
Что характеризует тех детей, которые относительно быстро и легко привыкают к детскому саду?
На протяжении первых трех лет жизни у детей сменяются две основные формы общения со взрослым:
- ситуативно-личностная (эмоциональная) форма общения со взрослым; ее суть – ребенок стремится добиться доброжелательного внимания взрослого к себе;
- ситуативно-деловая форма общения – под руководством взрослого ребенком усваиваются элементарные способы действий с предметами, т. е. происходит общение «через предмет». Ребенок как бы просит взрослого «Научи меня…», «Покажи как …», «Дай …». И, в связи с переходом на эту форму общения формируется предметная деятельность и игра (ребенок начинает выполнять с игрушками действия, аналогичные тем, которые производит взрослый в реальной жизни). Наличие отобразительной игры свидетельствует о развитии у ребенка мышления, наблюдательности, подражательности и речи.
Если переход от эмоциональной к деловой форме общения осуществляется своевременно, то дети уже не удовлетворяются только вниманием, лаской, а выражают желание делать со взрослым одно общее дело. А ласка и одобрение взрослого радуют только в том случае, если хвалят за правильное выполнение действия, за успехи.
Нередко переход от ситуативно-личностной формы общения к ситуативно-деловой запаздывает по вине родителей, которые поддерживают чисто эмоциональные контакты с малышом. Ребенок мало интересуется игрушками, не подражает действиям, он постоянно ожидает лишь ласку.
Для детей легко и быстро адаптирующихся характерна ситуативно-деловая форма общения. Дети инициативны, длительно манипулируют с предметами, игрушками. Хорошо контактируют со взрослыми, ожидают от него нового действия с игрушкой.
Для детей тяжело и длительно адаптирующихся характерно стремление поддерживать с персоналом привычную для них форму общения – ситуативно-личностную (такая форма общения присутствует дома). Малыши часто отвлекаются, не могут длительно и разнообразно пользоваться игрушкой, постоянно просятся на руки, ласкаются. Адаптацию таких детей можно облегчить при одном условии – своевременно вовлекать ребенка в совместную с взрослым предметную деятельность, «деловое» общение со взрослым. Родители меньше должны носить детей на руках, чаще привлекать их внимание на окружающие предметы и игрушки, предлагать действовать ими, т. е. предлагать новый тип общения. Важно, чтобы малыш самостоятельно преодолевал трудности, например, не может просунуть формочку в отверстие – пробует и одной стороной, и другой, пыхтел, пыхтел, и попал – за это нужно его похвалить и в дальнейшем поддерживать стремление самостоятельно справляться с трудностями. Такая подготовка обеспечит успех привыкания к условиям детского сада и будет способствовать благоприятному развитию психики ребенка.
Ваш малыш поступает в детский сад (краткие советы)
- Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня д/с и введите их в режим дня ребенка дома.
- До прихода в д/с познакомьте ребенка с воспитателем и детьми (например, на прогулке заглядывайте в гости в д/с).
- Учите ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
- Раскройте малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми (как обратиться с просьбой, как задать вопрос, как начать вместе игру, как делить игрушки). Например, во время прогулки во дворе подойдите к играющим детям и спросите: «Как тебя зовут?», «Давай вместе играть» и т. д.
- Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за грехи, а также за его непослушание.
- Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте ему понять, что это неизбежно.
- Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления в детский сад.
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Отправляйте ребенка в д/с лишь при условии, что он здоров.
- Планируйте свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива, у Вас была возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
- Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до д/сада и стал таким большим.