Елена Шепелева
Советы родителям для успешной адаптации ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении в детский сад малыш попадает в новую для него социальную среду со своими правилами, существующими нормами и требованиями. Это непростое время не только для ребенка, но и для его родителей. Для того, чтобы адаптация прошла успешно, родителям нужно знать несколько правил:
Публикация «Советы родителям для успешной адаптации ребенка к детскому саду» размещена в разделах
1. Известно, что все новое может вызвать у ребенка страх. В этом случае, перед тем, как первый раз отправить малыша в детский сад, родителям нужно подробно рассказать ребенку о всех неожиданных для него моментах (например, сказать, что помимо него в группе будет много других детей, с которыми можно играть, ходить вместе на прогулку и т. д.). Обязательно сказать ребенку о том, что в детском саду, также, как и дома, есть «тихий час».
2. Дома с ребенком можно поиграть в «детский сад». Хорошо, если в эту игру малыш вовлечет свои любимые игрушки, которые потом сможет взять с собой в группу детского сада. Во время игры старайтесь ненавязчиво указывать ребенку на положительные моменты, которые он будет переживать, приходя в детский сад.
3. Хвалите ребенка перед родственниками, знакомыми и их детьми, рассказывая о том, что он уже большой и скоро пойдет в детский сад. Делать это надо в присутствии самого ребенка. Нелишним будет, если вы и его самого будете просить рассказать об этом.
4. Обязательно сходите с ребенком на прогулку, маршрут которой будет проходить через ваш детский сад. Понаблюдайте за детьми, которые гуляют на территории. Пусть ваш ребенок увидит, как весело они проводят время, играя друг с другом.
5. Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой, которые будут у вашего ребенка. Подробно расскажите им об особенностях и привычках вашего ребенка, о его характере.
6. Обучите ребенка необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно одеваться, держать ложку). Объясните малышу, что если он что-то захочет сделать (достать игрушку, разложить кубики в коробку, он может попросить помочь воспитателя.
7. Первое время нельзя оставлять ребенка в детском саду на целый день, чтобы процесс адаптированности происходил постепенно. В это время дома надо создать максимально спокойную атмосферу, чаще обнимать ребенка, проявлять к нему повышенное внимание.
8. По дороге домой можно спрашивать малыша о том, как прошел его день, с кем он познакомился, чем занимался, что интересного происходило в группе.
9. Вечером старайтесь почаще напоминать ребенку о детском саде, других детях, воспитательнице. Еще раз можно вспомнить те игры, в которые он там играл. Интересуйтесь у малыша, чем он хочет заняться в детском саду завтра.
10. Всегда одевайте ребенка по погоде, чтобы он не испытывал неприятных эмоций от дороги в детский сад.
11. Не следует пугаться и расстраиваться, если ребенок отвечает слезами на все ваши вопросы о детском саде, т. к. пока он просто не может реагировать по-другому.
12. Не показывайте малышу, что вы расстроены или рассержены его нежеланием идти в детский сад. Дети всегда чувствуют негативные эмоции и бессознательно «отзеркаливают» их.
13. Полезным и интересным для ребенка будет придумывание своеобразного ритуала прощания. Например, после того, как ребенок зашел в группу, вы его целуете в правую щеку, а потом хлопаете в ладоши. Ребенок вас целует в левую щеку, а потом топает ножкой.
14. Обязательно расскажите малышу про все режимные моменты в детском саду – что и когда нужно делать. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что он все делает правильно и у него все получается. Так он будет ощущать себя увереннее.
15. Расскажите ребенку о нормах поведения, о том, что нужно понимать запреты, слушать воспитателей, соблюдать правила поведения в группе.
16. В выходные дни дома можно создать такой же режим дня, как и в детском саду, так ребенок сможет быстрее привыкнуть к непривычным еще для него последовательности действий.
17. После каждого раза, когда ребенок пошел в детский сад или встретил вас вечером «без слез», его надо хвалить. Можно придумывать ему какие-то поощрения.
18. Важно, чтобы ребенок понимал, что в группе, помимо него, будет много детей и все его желания не будут осуществляться незамедлительно.
19. Обязательно нужно научить ребенка общаться со сверстниками, обращаться к ним, делиться с ними игрушками, просить их, а не отнимать.
20. Помните, что во время адаптации ребенка к детскому саду, ему будет нужна вся ваша забота и поддержка. В это время особенно важно суметь грамотно распределить свое время, чтобы больше его уделять своему малышу.
Как нельзя себя вести с ребенком
1. Не наказывайте ребенка за то, что он не хочет идти в детский сад, капризничает или плачет при упоминании детского сада и при расставании с вами. Важно помнить, что он имеет право на такое поведение. Угрозы или напоминание о том, что он «обещал больше никогда не плакать» тоже ни к чему не приведут, т. к. в этом возрасте дети еще не понимают, что обещания надо сдерживать. Более того, никакие обещания они еще не запоминают. Обнимите малыша и напомните, что вы совсем скоро придете за ним.
2. Никогда не пугайте малыша детским садом («Вот будешь себя плохо вести, оставлю тебя в детском саду навсегда»). То место, про которое ребенок вспоминает со страхом, никогда не сможет стать любимым.
3. Не запрещайте ребенку общаться с какими-то детьми («Не дружи с этим мальчиком, он плохой, щипается и толкается»).