Ольга Копейкина
Советы для родителей «Зачем и как учить стихи»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Стихи совершенно справедливо считаются вершиной прозы. Их мелодичность, напевность прекрасно воспринимают дети любого возраста. И поэтому малыши очень внимательно, с нескрываемым удовольствием слушают стихи - рифмованные строки гораздо более приятны и легче усваиваются. Недаром многие знаменитые детские авторы писали и пишут сказки и рассказы для детей в стихах.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Монотонность прозы быстро утомляет детей, особенно малышей. Стихи, на-против, вызывают интерес и быстро запоминаются. У детей великолепная память, и именно запоминание стихов дается им лучше всего. Это качество необходимо использовать во время обучения детей, ведь заучивание стихов наизусть — едва ли не лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. Ни для кого не секрет, что, имея хорошую память, дети намного лучше усваивают материал в школе.
Чтение детских стихов (скажем, на ночь) поможет ребенку лучше развиваться, в том числе и учиться говорить. Только не беритесь за чтение вслух, если у вас плохое настроение или вы сильно устали. Дети это чувствуют, и весь труд и благие надежды пойдут насмарку.
Правильнее для 4-6 летних детей читать слишком длинные сказки не за один раз, а вразбивку, скажем, утром-вечером или только по вечерам. Длительное по-вествование, пусть даже и в стихотворной форме, слишком утомляет ребенка. Старайтесь не затягивать чтение в этом возрасте больше, чем на 5-7 минут. Если вы заметили рассеянное внимание, зевоту, немедленно прекращайте чтение. При этом очень важно обратить внимание ребенка на тот момент произведения, на котором вы остановились. Возвращаясь на следующий день к чтению именно с этого момента, уделите пару минут тому, чтобы малыш вспомнил прочитанное вами вчера и сумел связно, но коротко пересказать сюжет, причем без вашей помощи. Поверьте, от такого чтения будет двойная польза.
Со временем, если вы правильно преподносили уроки поэзии, ваш ребенок с удовольствием будет слушать и пытаться учить достаточно объемные про-изведения
Рифма — средство от капризов
Оказывается, от детских стихов может быть помощь и в бытовой ситуации. Немногие родители знают, что любимые стихи — отличный способ моментально привлечь внимание ребёнка. В детском саду часто можно видеть такую картину: стоит воспитателю только начать фразу, как дети моментально хором ее подхватывают и дальше продолжают уже самостоятельно.
Таким интересным методом привлечения внимания может воспользоваться и сообразительная мамочка. Для этого несколько дней подряд, по вечерам, читайте малышу какую-нибудь незатейливую, но интересную сказку. Ребенок быстро запоминает текст, а, читая сказку на протяжении не скольких вечеров, вы способствуете лучшему запоминанию.
Теперь о сути эксперимента. Как только ваш малыш начнет капризничать (а это бывает не так уж и редко — в течение дня, вечером дома или прямо на улице, вспомните, что у вас есть прекрасный способ отвлечь малыша оттого, что доставляет ему неудобство в данный момент. Тихим голосом, на ушко, почи-тайте ему любимую сказку, и вы увидите, как мгновенно загорятся глазки, вы-сохнут слезы, появится интерес, и ваш малыш с увлечением примется повторять за вами хорошо знакомые строки. Он совершенно забудет о предмете своего беспокойства. Дети быстро переключаются с негативных ситуаций, если их заинтересовало что-то более значимое. Только в описанной ситуации важно, чтобы, читая малышу стихи, вы делали это увлеченно, с максимальной заинтересованностью и, конечно же, с выражением.
Стишок к празднику
К Новому году и к другим праздникам, когда в детских садах и школах го-товятся утренники, малышам часто раздают небольшие отрывки со стихами для заучивания. Многие мамы ворчат и отказываются учить стихотворение с ма-лышом. И напрасно. Отнеситесь к этому с пониманием и с максимальным вни-манием. Вашему ребенку предстоит выступить на публике, что очень ответственно и почетно для маленького ребенка. Его чтению дадут оценку, и для него это очень значимый в жизни момент, ведь именно ему, э не кому-то другому, доверили столь важное поручение! Поддержите свое чадо, если он сам не против выступления. Далеко не всякий ребенок сможет выступить перед большой аудиторией — некоторые дети наотрез отказываются выступать, для этого необходимо определенное мужество. И вы можете облегчить ребенку его задачу. Начинайте учить стихотворение как можно раньше, тогда у малыша будет больше времени на запоминание и закрепление выученного. А если он будет абсолютно уверен в знании текста, ему проще выйти перед группой, прочитать стишок Деду Морозу или выступить перед всей школой.
Кроме того, не забывайте еще об одном важном моменте. Если ваш ребенок прежде с большой неохотой учил стихи, то подготовка к празднику, радостная атмосфера его ожидания — это прекрасный стимул для ребенка наконец-то выучить несколько строк.
И потом: что, как не изучение стихов, объединит вас с малышом, поможет найти общую тему для разговора и эмоциональные точки соприкосновения.
Тренируем память
Поговорим о том, какие практические упражнения вы можете провести с ма-лышом, чтобы он без труда запоминал материал, часто используемый в школьной программе. Эти упражнения с успехом применялись для развития памяти 5-7-летних ребятишек.
Предлагаемая техника запоминания основана на том, что любой текст можно представить мысленными образами. Например:
В огороде чучело шляпу нахлобучило
Рукавами машет и как будто плачет!
Это чучело — оно сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке – пусть боятся галки! (И. Михайлова)
Малышу гораздо легче будет выучить это стихотворение, если он последует таким советам :
«Прочитай (или послушай) внимательно первую строчку стихотворения. Закрой глаза и попробуй представить себе все, что в ней описано. Постарайся нарисовать картинку яркой, почувствовать, как ты к ней относишься: нравится тебе ее содержание или нет. Теперь переходим к следующей строчке. Прочитай (послушай) ее вслух и представь в своем воображении. Продолжай то же самое со всеми строчками».
Таким образом, в голове у ребенка возникают яркие и ясные картины обра-зов, содержащихся в стихотворении.
Затем нужно прочесть все стихотворение вслух без остановки и одновременно представлять себе созданные в воображении картинки. Если навыки чтения у малыша еще не сформированы, читать можете вы. Теперь предложите ребенку вновь закрыть глаза и представить все, что запомнилось, описывая своими словами. Затем, вспоминая картинки, нужно попытаться вспомнить каждую строчку. Обязательно обратите внимание ребенка на ритм стихотворения, на рифмы. Не беда, если сразу не все получится! Перечитайте еще и еще раз, перенесите завершение работы на следующий день, если малыш устал. Сделайте все возможное, чтобы работа не была в тягость — ребенок должен получать от нее удовольствие. Подобным образом обсуждайте каждое стихотворение, которое вы разучиваете.