Приложение МААМ

Совесть как моральное качество личности педагога, самодисциплина и нравственный долг

Александр Владимирович Гришин
Совесть как моральное качество личности педагога, самодисциплина и нравственный долг
▼ Скачать + Заказать документы

В педагогической среде мы часто говорим, что «необходимо поступать по совести», или так поступить мне «не позволяет совесть». Но, что такое совесть? В случае профессионально-педагогической деятельности, особенно во взаимодействии с учащимися, коллегами, родителями, очень часто возникают ситуации нравственного выбора, когда происходит внутренняя борьба между мотивами поведения, из которых одни стремятся подчинить человека некоторым нравственным принципам, ценностям и нормам, другие толкают его на пренебрежение ими. Совесть, как моральное качество личности, позволяет дать всестороннюю оценку не только поступка, но и возможных последствий того нравственного выбора и действия, которое мы

Публикация «Совесть как моральное качество личности педагога, самодисциплина и нравственный долг» размещена в разделах

совершаем. Таким образом, совесть, являясь нравственным качеством личности, выполняет функции самореализации и самоконтроля поведения и деятельности в ситуациях, требующих нравственного выбора, когда личность самостоятельно определяет нравственные критерии, позволяющие ей сделать правильный выбор. Вместе с тем, поступая «по совести», мы не только совершаем правильный нравственный выбор между добром и злом, но и, это самое главное, обретаем духовно-нравственное состояние, которое возвышает нас, позволяет нам осознать, что мы совершили честный, благородный поступок. Поступая по совести, совершая честный поступок, педагог подчиняет себя своей воле, своей самости, где самодисциплина и

нравственный долг как бы сливаются в некоторое единство, когда

совестный акт укрепляет и развивает в человеке лучшие духовно нравственные качества. «Беда же современного человека, – как писал И. А. Ильин, – в том, что он «научился относиться критически» к освященной иррациональной глубине совести, ограждая себя от ее голоса. В среде

современной интеллигентности царит не высказываемое, но молчаливо подразумевающееся и все более укрепляющееся воззрение, будто «умному» человеку, собственно говоря, решительно нечего.

Педагогическая этика делать с совестью, у него много дел поважнее: ему надо приспособиться к сложным законам общественности, хозяйственности и

политики для того, чтобы научиться комбинировать эти законы в свою собственную пользу и на этом построить свое благополучие.

Такому дельцу невдомек, что совесть нужна каждому человеку и не только в важные минуты его жизни. Там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дезертирство: все превращается в бесстыдное торжище и жизнь становится невозможной. Очень важные и актуальные мысли, выраженные И. А. Ильиным о проблеме, которую можно обозначить как проблему «подавления совести», или «размывания совести». И то и другое в конечном итоге ведет к нравственному падению, к разрушению нравственных оснований личности в любой, в том числе и профессионально-педагогической, деятельности.

Поэтому в ситуации нравственного выбора педагог прежде всего должен обратиться к своей совести и высоконравственным критериям, которые подскажут ему пути и средства решения его проблем.

Совесть позволит усмотреть нравственную истину там, где доводы разума бывают недостаточны, а порой бессильны. Для человека верующего голос совести – это глас Божий, призывающий человека следовать тем нравственным принципам и ценностям, которые Богоугодны.

Понятие «честность» очень сильно коррелирует по своим признакам с понятием справедливость. Не случайно, когда ученики хотят подчеркнуть нравственные достоинства учителя, они говорят: он честный и справедливый, т. е. эти понятия как бы дополняют друг друга.

Природа «справедливости» состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу соглашений, которые непременно должны быть выполнены, иначе действие (или бездействие) будет расценено как несправедливость и нечестность.

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть»Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть» ТЕМА: А. П. Гайдар «Совесть» ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть» и биографией автора; формировать умение давать.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Открытие военно-патриотического месячника «Воинский долг, честь и судьба»Открытие военно-патриотического месячника «Воинский долг, честь и судьба» В нашей дошкольной образовательной организации прошло открытие военно-патриотического месячника под девизом "Воинский долг, честь и судьба!".

Презентация «Семейное чтение с раскрасками «Подружка — совесть» для старших дошкольников и младших школьников Многие родители в своем желании доставить своим детям различные удовольствия, сделать их жизнь возможно более радостной, помнят о книгах.

Сценарий открытого мероприятия «Воинский долг — честь и судьба» в средней группеСценарий открытого мероприятия «Воинский долг — честь и судьба» в средней группе В нашей образовательной организации БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" прошло Открытое мероприятие с родителями "Конкурс чтецов".

Совесть, потерянная вчера…Совесть, потерянная вчера… Унылое осеннее утро. Прохожие торопились на работу. Школьники шли в школу. А некоторые субъекты шатались без дела. У них был подозрительно-хищный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Совесть как моральное качество личности педагога, самодисциплина и нравственный долг
Опубликовано: 22 мая 2024 в 09:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совесть как моральное качество личности педагога, самодисциплина и нравственный долг» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД