Александр Владимирович Гришин
Совесть как моральное качество личности педагога, самодисциплина и нравственный долг
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической среде мы часто говорим, что «необходимо поступать по совести», или так поступить мне «не позволяет совесть». Но, что такое совесть? В случае профессионально-педагогической деятельности, особенно во взаимодействии с учащимися, коллегами, родителями, очень часто возникают ситуации нравственного выбора, когда происходит внутренняя борьба между мотивами поведения, из которых одни стремятся подчинить человека некоторым нравственным принципам, ценностям и нормам, другие толкают его на пренебрежение ими. Совесть, как моральное качество личности, позволяет дать всестороннюю оценку не только поступка, но и возможных последствий того нравственного выбора и действия, которое мы
Публикация «Совесть как моральное качество личности педагога, самодисциплина и нравственный долг» размещена в разделах
совершаем. Таким образом, совесть, являясь нравственным качеством личности, выполняет функции самореализации и самоконтроля поведения и деятельности в ситуациях, требующих нравственного выбора, когда личность самостоятельно определяет нравственные критерии, позволяющие ей сделать правильный выбор. Вместе с тем, поступая «по совести», мы не только совершаем правильный нравственный выбор между добром и злом, но и, это самое главное, обретаем духовно-нравственное состояние, которое возвышает нас, позволяет нам осознать, что мы совершили честный, благородный поступок. Поступая по совести, совершая честный поступок, педагог подчиняет себя своей воле, своей самости, где самодисциплина и
нравственный долг как бы сливаются в некоторое единство, когда
совестный акт укрепляет и развивает в человеке лучшие духовно нравственные качества. «Беда же современного человека, – как писал И. А. Ильин, – в том, что он «научился относиться критически» к освященной иррациональной глубине совести, ограждая себя от ее голоса. В среде
современной интеллигентности царит не высказываемое, но молчаливо подразумевающееся и все более укрепляющееся воззрение, будто «умному» человеку, собственно говоря, решительно нечего.
Педагогическая этика делать с совестью, у него много дел поважнее: ему надо приспособиться к сложным законам общественности, хозяйственности и
политики для того, чтобы научиться комбинировать эти законы в свою собственную пользу и на этом построить свое благополучие.
Такому дельцу невдомек, что совесть нужна каждому человеку и не только в важные минуты его жизни. Там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дезертирство: все превращается в бесстыдное торжище и жизнь становится невозможной. Очень важные и актуальные мысли, выраженные И. А. Ильиным о проблеме, которую можно обозначить как проблему «подавления совести», или «размывания совести». И то и другое в конечном итоге ведет к нравственному падению, к разрушению нравственных оснований личности в любой, в том числе и профессионально-педагогической, деятельности.
Поэтому в ситуации нравственного выбора педагог прежде всего должен обратиться к своей совести и высоконравственным критериям, которые подскажут ему пути и средства решения его проблем.
Совесть позволит усмотреть нравственную истину там, где доводы разума бывают недостаточны, а порой бессильны. Для человека верующего голос совести – это глас Божий, призывающий человека следовать тем нравственным принципам и ценностям, которые Богоугодны.
Понятие «честность» очень сильно коррелирует по своим признакам с понятием справедливость. Не случайно, когда ученики хотят подчеркнуть нравственные достоинства учителя, они говорят: он честный и справедливый, т. е. эти понятия как бы дополняют друг друга.
Природа «справедливости» состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу соглашений, которые непременно должны быть выполнены, иначе действие (или бездействие) будет расценено как несправедливость и нечестность.