Лушникова Марина Валентиновна
Проект «Обогащение сюжетно-ролевой игры путём использования познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение сюжетно-ролевой игры путём использования познавательно-исследовательской деятельности
Проект «Обогащение сюжетно-ролевой игры через использование познавательно-исследовательской деятельности (ознакомлении с профессиями взрослых)»
Актуальность темы
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.
Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Публикация «Проект „Обогащение сюжетно-ролевой игры путём использования познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно - ролевая игра.
Сюжетно - ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.
На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства не играют или играют плохо в сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности?
Проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Возможность работы по ознакомлению с профессиями взрослых обусловлена следующими факторами:
• Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет сформировать у детей активный интерес к профессиям.
• Родители воспитанников работают на разных предприятиях, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими как папы и мамы.
Необходимость в знакомстве дошкольников с профессиями взрослых возникла потому, что знакомство с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации и обогащению сюжета в ролевой игре.
Цель: Создать условия для обогащения сюжетно-ролевой игры через познавательно-исследовательскую деятельность (ознакомление с профессиями взрослых).
Задачи:
• Стимулирование самостоятельной игровой деятельности детей (по производственной тематике)
• Познакомить дошкольников с профессиями взрослых
• Вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно
• Воспитание уважения к труду взрослых
План реализации:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о профессиях? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности совместно с детьми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Сроки: две недели
Этапы реализации:
Первый этап (подготовительный) – изучение состояния проблемы, изучение и анализ методической литературы, определение целей, задач и методов работы;
Диагностика игровой деятельности детей – наблюдение за сюжетом ролевой игры.
Второй этап (практический) –
Деятельность педагога
1. Чтение художественной литературы «Кем быть»В. Маяковский,
Стихи Б. Заходера
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
Совместная деятельность в режимные моменты
Деятельность детей
Получение информации
Ответы на поставленные вопросы
Деятельность педагога
2. Рассматривание серии картин «профессии людей»
Совместная деятельность в режимные моменты
Деятельность детей
.Ответы детей на поставленные вопросы
деятельность педагога
3. Работа с альбомом «Все работы хороши»
Совместная образовательная деятельность и совместная деятельность в режимные моменты
Деятельность детей
Составление описательного рассказа
Ответы на поставленные вопросы
деятельность педагога
4. Рассказ педагога о разных профессиях
Совместная образовательная деятельность
Деятельность детей
Получение информации
деятельность педагога
5. Организация микроисследовательской деятельности
Изучить деятельность людей разных профессий
Деятельность детей
Осуществление микроисследовательской деятельности
Выбор профессии по желанию ребенка
Задать вопросы родителям
деятельность родителей
Оказать помощь ребенку в сборе информации
деятельность педагога
6. Беседа о профессиональной деятельности людей.
Совместная образовательная деятельность
Деятельность детей
Ответы детей на поставленные вопросы
Рассказы детей
деятельность педагога
7. Экскурсия на кухню
Экскурсия в магазин
совместная деятельность в режимные моменты
деятельность детей
Получение информации в процессе наблюдения и беседы
деятельность педагога
8. Организация встречи с интересными людьми с медицинской сестрой, со швеёй
совместная деятельность в режимные моменты
деятельность детей
Получение информации
Задавать интересные вопросы гостям
деятельность педагога
9. Организация выставки рисунков «Все работы хороши»
совместная деятельность в режимные моменты
деятельность детей
Рисование на профессиональную тему
деятельность родителей
Оказать помощь в оформлении выставки
деятельность педагога
10. Организация продуктивной деятельности
Оформление альбома «Наши экскурсии»
совместная деятельность в режимные моменты
Оформление альбома «Профессии наших родителей» совместно с родителями
деятельность детей
Рисование «что запомнилось на экскурсии»
Спросить у родителей о их профессии
деятельность родителей
Оказание помощи в составлении рассказа о своей профессии
деятельность педагога
11. Проведение конкурса «Много профессий хороших и разных»
совместная деятельность в режимные моменты
деятельность детей
Участие в конкурсе
Чтение стихов, составление рассказа
деятельность родителей
Зрительская аудитория
деятельность педагога
12. Проведение развлечения «Город мастеров»
совместная деятельность в режимные моменты
деятельность детей
Включение в игровую деятельность
деятельность родителей
Зрительская аудитория
деятельность педагога
13. Организация подготовки к участию в концерте посвященному «Дню машиностроителя»
Деятельность детей
Участие в концерте
деятельность родителей
Зрительская аудитория
Третий этап (обобщающий) – подведение итогов проделанной работы
Повторная диагностика игровой деятельности детей – наблюдение за сюжетом ролевой игры.
Состав участников проекта: заведующая д/с, педагоги старшей и подготовительной группы, дети старшей и подготовительной группы, родители.
База проекта: Детский сад «Вишенка»(структурное подразделение ОАО «ВзППСО»)
Статус проекта: локальный
Ожидаемые результаты:
• Дети должны знать и называть профессии своих родителей
• Иметь представление о разнообразии профессий, инструментах и орудиях труда
• Понимать материальную ценность труда
• Развернутый многообразный сюжет ролевой игры
• Длительные детские игровые объединения