Валентина Тютина
Сотрудничество семьи и ДОУ в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывает всё : люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Семья – это особая ячейка общества, построенная на особых, доверительных отношениях между людьми, близкими друг другу по духу, интересам, имеющими родственные связи. Индивидуальность характера каждой личности определяет структуру семьи, уровень нравственности внутри неё, напряжённость психологической атмосферы. Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности.
Публикация «Сотрудничество семьи и ДОУ в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Реалии нашей жизни не позволяют современным родителям самостоятельно заниматься воспитанием и образованием своих детей. Современной маме рано приходится выходить на работу и заботы о воспитании подрастающего поколения возлагаются на детские сады и на педагогов, которые там работают. Очень часто взгляды на воспитание и образование детей у родителей и педагогов различны. Многие родители считают, что они привели своего ребенка в детский сад, сдали в некую «камеру хранения» и все, свою роль в воспитании маленького человека они выполнили, по прошествии определенного времени они «заберут» оттуда «готового» ребенка, который сможет с легкостью перейти на новую ступень образования, в школу, но это далеко не так. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами принадлежит родителям. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. И тут встает вопрос о взаимодействии, сотрудничестве педагогов дошкольной организации и родителей. Плодотворное сотрудничество семьи и педагогов ДО - залог успеха в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Большое внимание вопросу сотрудничества дошкольной организации и семьи уделяется в Федеральной образовательной программе Дошкольного образования (ФОП ДО). Основной задачей программы является: построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов. Взаимодействие, в свою очередь, представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения. Сотрудничество между педагогами и родителями должно быть организованно в форме диалога, участникам этого диалога необходимо не только слушать друг друга, но и слышать.
Наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация.
Диалог между педагогами и родителями должен строиться по принципу взаимного доверия, уважения и доброжелательности. В процессе общения необходимо соблюдать нормы этики и морали, этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в интересах детей.
В нашем дошкольном учреждении сотрудничество с родителями дошкольников построено по принципу доступности и открытости информации, взаимоуважении и взаимодоверии. В налаживании контакта с родителями нам на помощь приходят новые формы сотрудничества : совместные досуги, проведение заседаний родительских клубов, тренингов, круглых столов.
В силу нехватки у родителей времени посещать детский сад для них организуются онлайн родительские собрания, тренинги, часто утренники с детьми проходят в онлайн режиме, ведется взаимодействие с родителями посредством родительских чатов в мессенджерах. Информацию о деятельности ДОУ, о мерах государственной поддержки семей с детьми, об образовательной программе родители узнают, посетив сайт нашего дошкольного учреждения и страницу в социальной сети ВКонтакте, где под постом они также могут задать интересующие их вопросы или выразить свое отношение и точку зрения по тому или иному вопросу.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Таким образом, современная дошкольная образовательная организация и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создает актуальное образовательное пространство для ребенка.