Лариса Тимофеева
Составление рассказов творческого характера на тему «Забавы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; учить развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя рассказов других детей. Совершенствовать структуру предложений в связной речи. Упражнять в подборе прилагательных к существительному. Закреплять у детей знания признаков зимних явлений природы. Развивать воображение. Воспитывать желание заботиться о птицах зимой, помогать им.
Публикация «Составление рассказов творческого характера на тему „Забавы зимой“» размещена в разделах
Материал и оборудование: костюм «Зимы» для воспитателя, сундучок с сюрпризами, иллюстрации с изображением зимнего спортивного инвентаря, зимних забав, ледяных скульптур, фрагмент магнитофонной записи произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Ход организованной образовательной деятельности
1 часть. Звучит музыка. Входит воспитатель в костюме Зимы.
- Здравствуйте, ребята! Скажите, а куда я попала? А как называется ваш детский сад?
- Дел у меня немало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня (зима).
-Правильно, зима. А это мой волшебный сундучок, в который я складываю все добрые дела, поступки, правильные ответы на вопросы. (Воспитатель показывает детям сундучок и открывает его)
-Чем зима отличается от других времён года? (Зимой холодно, мороз, снег).
-Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, блестящий, холодный, лёгкий, липкий).
-Когда идём по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит, поёт песенку).
-Какая бывает погода зимой? (Холодная, снежная, вьюжная, морозная).
-Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхаю: спят, укрывшись снегом).
-Как живётся зимой птицам? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать).
-Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная, волшебная, сказочная, холодная, красивая).
- А ещё зима - время весёлых детских игр и забав.
- Сейчас мы поиграем в игры, которые помогут вам придумать интересный рассказ «Забавы зимой». Будьте внимательны!
Игра «Доскажи словечко»
-Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (снеговик).
- Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд
И мелькают огоньки
Что несёт меня? (коньки)
- Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «К»,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я - (хоккей)
- Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе
Кто помог мне в этом? (лыжи).
-Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы. (санки).
- Меня хлопали лопатой
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом (ледяная горка).
- Какие зимние игры и забавы вы знаете? (Игра в снежки, катание с ледяной горы, лепка снежной бабы, снежных городов, лыжи, коньки).
- А ещё зимой устраивают выставки ледяных скульптур. Скульптуры специальными инструментами вытачивают из ледяных глыб разные фигуры. (Показ картин).
- А какие зимние виды спорта вы знаете? (Фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, биатлон, хоккей).
- Молодцы. Какие вы активные.
- Дети, я называю предметы, а вы мне их охарактеризуйте и ответьте на вопрос: какие?:
- Коньки (Железные, острые, детские, блестящие хоккейные, скоростные, фигурные).
- Лыжи (Деревянные, пластиковые, пластмассовые, детские, короткие, длинные).
- Санки (Деревянные, скользкие, железные, большие).
Воспитатель добавляет:
- В старину санки называли каталочки, салазки.
- Горка (Снежная, ледяная, длинная, скользкая)
Физкультминутка.
Выпал беленький снежок
Соберемся мы в кружок
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
(Дети, стоя кружком, поднимают руки вверх и опускают их, подражая падающему снегу)
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся
Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех.
(Становятся друг за другом и бегут по кругу, руки сзади)
Дети все на лыжи встали
Друг за другом побежали
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
(Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж)
Мы из снега ком слепили
Потом куклу смастерили
Снег, снег, белый снег
Кукла вышла лучше всех.
(Наклоняются и показывают, как лепят куклу)
Дети к вечеру устали
Все в кроватках задремали
Снег, снег, белый снег
Спят ребятки крепче всех.
(Садятся на корточки, руки под щеку – спят)
2 часть.
- Предлагаю вам придумать рассказ «Забавы зимой». Я начну его, а вы придумайте, что произошло дальше, и чем все закончилось. Все приготовились слушать? Сядьте прямо, я начинаю.
Воспитатель читает начало рассказа:
- Зима. Мороз на улице. Летит пушистый снег. Всё кругом белым-бело. Серёжа и Маша взяли лыжи, коньки, санки. И побежали.
- Вы подумайте и расскажите:
- Куда они могли побежать?
- Зачем они побежали?
- Что могло с ними приключиться?
-Используйте в своих рассказах слова, которые мы подбирали о
зиме, о снеге, о забавах. Рассказы не должны повторяться.
(Воспитатель дает время подумать детям, повторяет рассказ еще раз и вызывает по желанию троих детей)
-У кого самый короткий рассказ?
-У кого самый интересный рассказ?
- Кто нам рассказал эмоционально?
Если дети затруднялись в составлении рассказа, воспитатель предлагает свой рассказ:
-Зима. Мороз на улице. Летит пушистый снег. Всё кругом белым-бело. Серёжа и Маша взяли санки, коньки, лыжи и побежали в парк. В парке была большая горка. Они, катались на санках и, им было очень весело. Серёжа увидел на дереве двух белочек. Ребята подошли ближе и увидели, что белочки перетаскивают шишки из одного дупла в другое. Вдруг у одной белочки из лапок выскочила шишка и упала Серёже на лоб. Серёжа не испугался. Они с Машей рассмеялись, и убежали дальше веселиться.
Итог организованной образовательной деятельности.
- Ребята, чем мы сегодня занимались сегодня на занятии? (Вспомнили приметы зимы, зимние игры и забавы, учились составлять небольшие рассказы).
- Все ваши правильные ответы, интересные рассказы я складывала в свой волшебный сундучок. (Воспитатель открывает сундучок и раздает детям сюрпризы)
- До свидания!