Шатилова Ирина Николаевна
Занятие по речевому развитию «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мы для милой мамочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития связной монологической формы речи.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Содействовать обучению детей составлению рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Создавать условия для совершенствования умения согласовывать в предложениях существительные с прилагательными.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Составление рассказа по сюжетным картинкам „Мы для милой мамочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Способствовать активизации и обогащению словарного запаса по теме (объяснение слова «племянница»).
Развивающие задачи :
Способствовать развитию умения выстраивать причинно-следственные связи.
Содействовать развитию психических процессов: зрительного восприятия, непроизвольной памяти и внимания, наглядно-образного мышления.
Содействовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к мамам.
Предварительная работа: Д/и «Что было сначала, что потом?», д/и «Назови ласково», д/и «Ромашка добрых дел», д/и «Хорошо или плохо». Чтение художественной литературы о маме, о женщине. Разучивание физкультминутки «Мама».
Оборудование: коробка, конверт, серия сюжетных картин «Мы для милой мамочки», телевизор, магнитная доска, мольберт.
Раздаточный материал: сердечки на магнитиках, фотографии мам воспитанников, заготовки для открыток, цветные карандаши, клей-карандаш на каждого ребенка, комплекты серии сюжетных картинок «Мы для милой мамочки…» в уменьшенном виде.
Методические приемы:
Игровой – использование сюрпризного момента, дидактическая игра.
Наглядный – демонстрация и рассматривание серии картин, показ схемы.
Словесный – художественное слово, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей, составление связного рассказа.
Практический – штриховка, конструирование из бумаги.
Вводная часть
Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой лежит листок со словами загадки-стихотворения.
Предлагает его прочитать.
Кто нам ближе всех на свете,
Кто милей всех на планете,
Чьи объятья слаще меда,
Кто прогонит все невзгоды.
Жизнь она нам подарила,
Этот мир большой открыла.
Мама
Основная часть
Воспитатель интересуется у детей, догадались ли они, о ком идёт речь и предлагает подобрать для своей мамы самые ласковые слова и приклеить сердечко из красивой коробочки рядом с фотографией мамы.
Речевая игра «Подари маме ласковое слово»
(Дети, глядя на фотографии своих мам, называют ласковые слова для мамы)
Воспитатель напоминает детям, что скоро все будут отмечать прекрасный праздник Международный женский день 8 Марта. И ее племянница захотела рассказать, как она с братом будет поздравлять свою маму с 8 Марта, но она еще не умеет писать, поэтому нарисовала 3 картинки и отправила их по почте. В конверте все они перепутались. Воспитатель просит помочь поставить их в правильной последовательности и составить рассказ. Воспитатель объясняет значение слова «племянница».
(Дети садятся на стульчики перед доской)
Воспитатель приглашает детей к доске. Перед тем как составить рассказ, воспитатель предлагает вспомнить, из каких частей состоит рассказ.
(Воспитатель намеренно располагает картинки в неправильной последовательности, дети расставляют картинки)
Воспитатель с детьми определяют, о ком будет идти речь в рассказе, кто герои этой истории.
Составление рассказов по отдельным картинкам.
Воспитатель просит рассмотреть внимательно первую картинку. Задает вопросы по картинке :
– Как вы думаете, с чего начинается рассказ?
– Что делают дети?
– Кто старше, а кто младше?
– Что стоит на столе, для чего он нужен?
Воспитатель приглашает одного ребенка для составления рассказа по первой картинке.
(1 ребенок у доски составляет рассказ по первой картинке, при затруднении воспитатель помогает)
Примерный текст рассказа :
Скоро 8 Марта. Сестра с братиком готовят подарки для своей мамы. Старшая дочка вяжет маме шарфик. А братик рисует маме цветы в вазе. Чтобы веселее было работать, дети включили радиоприемник и слушают музыку.
Воспитатель интересуется, как бы дети хотели назвать первую картину.
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает посмотреть на вторую картину. Задает вопросы:
– Какой день наступил?
– Куда пришли дети и для чего?
– Что сделала мама?
Воспитатель предлагает составить рассказ другому ребенку.
(2 ребенок у доски составляет рассказ по второй картинке, при затруднении воспитатель помогает)
Примерный текст рассказа : Наступил долгожданный праздник. Дети пришли к маме в комнату для того, чтобы подарить ей свои подарки. Мама очень удивилась и обрадовалась такому сюрпризу.
Воспитатель спрашивает, как можно назвать вторую картину.
(Ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на третью картинку и задает по ней вопросы:
– Что сделала с подарками мама?
– Какие чувства испытывает мама?
– А что чувствуют дети?
Воспитатель приглашает следующего ребенка к доске для составления рассказа.
(3 ребенок у доски составляет рассказ по третьей картинке, при затруднении воспитатель помогает)
Примерный текст рассказа : Мама надела шарф, подаренный дочкой, а рисунок сына повесила на стену. Рисунком любуется не только мама, но и смешной лохматый песик. Мама улыбается и благодарит своих деток. Дети тоже очень рады, что маме понравились подарки.
Воспитатель узнает у детей, как бы они назвали третью картину.
(Ответы детей)
Воспитатель замечает, что ребята немного устали и предлагает им отдохнуть.
Физкультминутка «Мама» (видеоролик)
(Дети возвращаются на стульчики)
Составление связного рассказа по трем сюжетным картинкам.
Воспитатель напоминает, что детям необходимо составить целый связный рассказ по трем картинкам от начала до конца. Вместе с воспитателем дети придумывают название своему рассказу.
Ребенок рассказывают по серии сюжетных картин связный рассказ.
Воспитатель хвалит всех детей.
Заключительная часть.
Воспитатель благодарит детей за помощь в составлении рассказа и говорит, что на праздник принято дарить подарки. Предлагает сделать открытку «Тюльпан в вазе».
(Дети подходят к столу)
Воспитатель предлагает заштриховать вазу на листе понравившимся карандашом, а из цветных бумажных квадратиков сложить тюльпан по предложенной схеме.
(Дети делают открытку)
Воспитатель обращает внимание, что на соседнем столе лежат такие же картинки, по которым сегодня они составляли рассказ, только в уменьшенном виде. Предлагает найти среди них три нужные им картинки для рассказа и расположить в правильной последовательности, а дома еще раз рассказать эту интересную историю для своей мамы.
(Дети находят нужные картинки и располагают их в правильной последовательности)
Рефлексия.
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и предлагает положить свою открытку и комплект картинок в желтый конверт, если детям было хорошо на занятии, у них легко получилось составить рассказ, а если возникли какие-то трудности – в синий.