Надежда Арзамасцева
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым элементом)
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)
Цели:
• продолжать обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте);
• развивать у детей умение рассказывать по плану;
• развивать воображение и творческие способности детей;
Оборудование: серия сюжетных картинок, два портфеля, школьные принадлежности и игрушки.
Публикация «Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым элементом)» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л. Н. Толстого «Филипок», А. Л. Барто «Первый урок», З. Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Незнайка лежит, а знайка далеко бежит», «Ученье — свет, неученье — тьма».
Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, машинка, пенал; портфель, тетрадь, учебник, банан).
Ход занятия
Игра «Собери портфель».
Группа делится на две команды и каждая из них соревнуются в сборе портфеля в школу. Среди школьных принадлежностей, которые я положила, находятся предметы, которые нельзя укладывать в портфель — игрушки и т. д.
Я выставляю картинки, но третью картинку не открываю, говоря при этом, что сегодня ребята будут составлять рассказ по серии картинок и им придется сочинить окончание рассказа. Провожу предварительную беседу по картинам.
Какое время суток на первой картинке?
Куда ходит мальчик: в детский сад или школу?
Чем вы можете это доказать?
Назовите мальчика по имени.
Что собирается делать Петя?
Какая обстановка у него в комнате?
Как вы думаете: готов Петя идти в школу?
Чем отличается первая картинка от третьей? (Временем суток.)
Что вы можете сказать о настроении мальчика на третьей картинке? Какой он? (Грустный, озабоченный, печальный, сердитый, потерянный.)
Чем он озабочен?
Правильно ли мальчик готовился к школе?
Что произошло дальше?
Физкультминутка.
«В школу мы с тобой пришли.»
(Дети маршируют на месте.)
«Всех друзей своих нашли»
(Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха)
«Будем в школе мы читать»
(Наклоны головой вперед)
«Будем в школе мы писать»
(Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках)
«И конечно, и конечно, будем много-много знать!»
(Дети совершают несколько «приседаний»
за партой и вставаний из-за нее)
Составляем план рассказа.
Я предлагаю детям озаглавить каждую картинку короткими предложениями, выражающими их главную мысль. Третий пункт плана называет сама.
Примерный план:
o Перед сном.
o Утром.
o Что случилось дальше?
После составления плана предлагаю детям придумать название для будущего рассказа. Напоминаю детям, что рассказ нужно начинать с названия и придерживаться плана.
Пример рассказа, составленного Максимом С.
Петя пришел из школы и сел за компьютер играть в игры. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Петя разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не хватило сил сложить все вещи обратно в портфель. Когда Петя утром встал в школу, он долго искал нужные вещи. Когда пришел в школу, дети уже сидели за партами. Шёл урок. Пете стало очень стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать будет.
Я открываю недостающий фрагмент, и мы сравниваем окончание рассказов с изображением на картинке.
Итог занятия.
Ребята, чье окончание рассказа вам понравилось больше всего? Правильно ли поступил Петя? Можно ли назвать его поведение правильным?