Кончухидзе Наталья Васильевна
Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза» в средней группе
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»
Цель: активизировать умение составлять творческий рассказ по картине.
Задачи:
Публикация «Составление рассказа по картине „Не боимся мы мороза“ в средней группе» размещена в разделах
Образовательные: • Способствовать умению внимательно рассматривать содержание картины. • Формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины • Учить выделять и называть признаки предметов. • Способствовать умению аргументировать свои высказывания, • Помогать детям отвечать на вопросы развернутым предложением.
Развивающие: • развивать мыслительную активность, сообразительность• Развивать мелкую моторику
Воспитательные: • Воспитывать любознательность, • воспитывать умение выслушивать рассказы своих сверстников, воспитывать интерес к окружающему миру.
Методические приё мы: словесные, наглядные и игровые
Музыкальное оформление: Вивальди (Зима)" из цикла "Времена года"
Предварительная работа: рассматривание картин о зиме, отгадывание загадок о зиме, разучивание физминутки «Прогулка»
Материал: картина «Мы мороза не боимся», игрушка-герой обезьянка, подзорные трубы по количеству детей, снежинки для дыхательной гимнастики.
Ход занятия:
Вводно-организационный
В Ребята. к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Д: Доброе утро, здравствуйте, приветствуем вас, мы вам рады.
В: Молодцы!
В Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем доброго дня. А теперь не зевайте в полукруг вставайте.
Мотивационно-побудительный (игровой вход в деятельность)
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришла обезьянка Анфиса она ни разу не видела снег и не знает, что такое зима. Анфиса живет в стране, где круглый год светит солнце, и в этой стране очень жарко. Анфиса попросила, чтобы мы рассказали ей, что такое зима.
Ребята, поможем Анфисе, расскажем, какая она – зима?
1. Сейчас я загадаю вам Загадку, дослушайте ее надо до конца
Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам. (Зима)
Основной этап
2. Беседа о зиме.
В Почему вы решили, что это зима? Как догадались?
Д : потому что снег, лед, дети тепло одеты, сугробы, снежинки.
В : да, зимой на улице мороз. Дует сильный ветер, идёт снег, и поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.
В Ребята, Давайте красиво расскажем о зиме, какая она? (Холодная, морозная, снежная, суровая, вьюжная. волшебная, красивая).
Как можно сказать про снег, какой он? (Белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый.)
Какими словами можно сказать про снежинку? (белая, колючая, резная. Узорчатая, Легкая, холодная, пушистая)
В Что могут делать снежинки?
Д. Летать, кружиться, танцевать, порхать.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки полетали. Держите их за ниточки, медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Как красиво они закружились в танце (Упражнение повторяется 2 раза)
Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга).
Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)
А теперь по очереди отпускайте ниточки.
3. Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза». Мнемотаблица.
В: какие вы молодцы, как много вы знаете о зиме и зимних явлениях
Ребята, я сегодня хочу познакомить вас с новой картиной.
Чтобы подробнее ее рассмотреть мы возьмем Подзорные трубы
Игра «Подзорная труба»
В Возьмем в руки трубу и посмотрим внимательно на картину. Смотрим так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не называть тот объект, который уже назвали, хором не отвечать. И не выкрикивать. ( навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка (во что одета, санки, горка, ёлка, рябина, ворона, снег, снежинка, медвежонок, ведерко, лопатка) схематичные изображения которых выставляются на доску)
Вот как много объектов мы увидели на картине.
Скажите,где гуляют дети? (на улице В парке, в лесу,)
как вы думаете,Тепло ли детям? Почему?
Что они взяли с собой?
Что они делают дети? (катаются на санках, лепят куличики из снега)
- Как вы думаете, детям весело?
Что делает ворона?
Ребята, а картина эта не простая, она волшебная. Мы с вами можем еще и слышать картину. А вы хотели бы услышать ее? (Ответы детей).
Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину. (Под музыку). И попали туда где гуляют дети.
В: Я слышу, как скрипит снежок, А вы что слышите? (Ответы детей) Как смеются дети, как дует ветер, как падает снежок. А теперь потрогаем снежок. Какой он? (холодный) Вдохнули воздух, какой он (морозный, чистый, свежий)
Давайте погуляем вместе с детьми.
Физминутка «Прогулка» :
На дворе мороз и ветер, во дворе гуляют дети. (шагают)
Ручки потирают, Ручки согревают. (потирают руки друг о друга)
Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко. (топают)
Нам мороз не страшен, (хлопают в ладоши)
Весело мы пляшем. (кружатся)
В Вам понравилась прогулка по картине? А теперь закроем глаза, выйдем из картины. (Под музыку.)
Ребята, мы так подробно рассмотрели картину, что можем составить рассказ. Правильно его составить нам поможет схема. Начну рассказ я, вы будете продолжать, а Анфиса его послушает
«Наступила зима. выпало много пушистого …снега. Дети вышли на ….прогулку в парк. Оделись дети …. тепло: на них зимние …. куртки,меховые …. шапки, вязаные, шерстяные …шарфы и теплые варежки. Дети взяли с собой …. санки, лопатки, ведро. Они дружно играют и катаются с высокой горки. На заснеженной, еловой ветке сидит ворона и клюёт сочную, сладкую рябину. На улице …холодно, но дети не боятся мороза-им ….весело!».
Кто сам хочет составить рассказ? (2 -3 чел)
Воспитатель: Скажите, ребята, какое название подойдет этой картине? В: А художник назвал картину «Не боимся мороза». Скажите пожалуйста почему дети не боятся мороза? (Потому что они тепло одеты, много двигаются. играют, бегают).
Анфиса, тебе понравился рассказ?
Молодцы, ребята. Какие интересные рассказы у вас получились. Как много я узнала про зиму.
Ребята, Анфиса хочет сыграть с вами в игру «Поймай звук»
В Ребята, Послушайте слова: с-с-снег, с-с-снежинки, с-с-снежок, с-с-снеговик. Какой звук слышится в этих словах?
В Я предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Я называю слова, и если в них вы его услышите звук «с», надо будет хлопнуть в ладоши, поймать звук. Слушайте внимательно!
Слова: снег, снежинки, снежок, пальма, снеговик, снегурочка, лето, сосулька, синичка, белка. сосна, сугроб
Рефлексивный этап (Подведение итога организованной деятельности, оценка работы детей)
Воспитатель: Подойдите ко мне
Вы сегодня большие Молодцы! Давайте вспомним, что мы сегодня делали? (рассказали Анфисе что такое зима, рассматривали картину, составили рассказ по картине, отгадывали загадки и ловили звук «с»)
Какое задание вам показалось трудным? Что вам понравилось больше всего?
Мы с Анфисой благодарим вас за интересные рассказы, хвалим вас за то, что вы хорошо поработали и дарим вам снежинки, которые вы можете раскрасить. Анфиса прощается с вами. До новых встреч.