Ольга Ермакова
Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о профессии археолог с опорой на план-схему»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи у детей подготовительной группы "Составление описательного рассказа
о профессии археолог с опорой на план-схему»
Учитель-логопед: Ермакова Ольга Викторовна
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи „Составление описательного рассказа о профессии археолог с опорой на план-схему“» размещена в разделах
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Коррекционно-образовательные цели: активизация и актуализация словаря по теме «Профессия археолог». Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий; развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание; совершенствование навыка составлять описательные рассказы, используя план-схему.
Коррекционно-развивающие : развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, координации речи с движением.
Воспитательные цели: воспитание навыков активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
• схема для составления описательных рассказов.
• компьютерная презентация.
Предварительная работа: беседы по теме: «Археология. Профессия археолог», чтение стихотворений о профессии археолог, рассматривание презентаций о невероятных открытиях археологов, рассматривание репродукций, альбомов, энциклопедий, иллюстраций;
1. Организационный момент:
Послушайте стихотворение:
Он ведет раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной,
И в Сибири вьюжной,
И во всех частях страны
Он предметы старины
Ищет для музеев,
Чтобы ротозеи
Заглянули в глубину –
Как мы жили в старину. (Игорь Ильх)
Логопед: как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).
2. Введение в тему.
Логопед: сегодня мы с вами продолжим говорить о профессии археолог. (слайд 1)
- Кто такой археолог? Чем он занимается?
Дети: Археолог, это человек, который занимается раскопками и изучает предметы старины.
3. Беседа по картинкам.
Логопед: Какие древние предметы может найти археолог?
Дети: Археолог может найти остатки посуды, одежды, орудия труда, древние города …и многое другое. (слайды 2,3)
Логопед: Какие инструменты нужны археологу для работы?
Ответы детей.
Логопед: послушайте загадки и отгадайте о каком инструменте идет речь. (слайды 4-7)
Я у людей всегда в ходу,
Хоть мой характер крут.
Где надо стукнуть — я приду, —
Ведь мой ударный труд.
(Молоток)
Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (Лопата)
Это что тут за зверёк
Ходит вдоль и поперёк?
В песке выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост. (кисточка)
Мне везде найти дорогу
Помогает верный друг.
Точно он всегда покажет:
Это — север, это — юг. (компас)
Логопед: посмотрите на инструменты и скажите, что без чего? (слайды 8,9)
Дети: молоток без ручки, лопата без черенка, компас без стрелки, кисточка без ворса.
4. Составление плана-схемы.
Логопед: сегодня мы с вами расскажем об археологе (логопед выставляет схему описания)
- С чего вы начнете рассказ?
Дети: сначала мы расскажем о том, кто такой археолог.
Логопед: о чем вы будете рассказывать дальше?
Дети: мы расскажем о том, какие инструменты нужны археологу.
Логопед: далее вы расскажете о том, как археологи производят раскопки.
Дети: археолог раскапывает аккуратно, чтобы не повредить найденные предметы, потому что они очень хрупкие.
Логопед: о чем вы будете рассказывать дальше?
Дети: мы расскажем о том, какие предметы может найти археолог.
Логопед: а что потом он делает с найденными предметами?
Дети: он их изучает.
Логопед: куда отправляются находки, после того как их изучат?
Дети: после того, как находки изучат, их отправляют в музей.
5. Подвижное упражнение:
Мы археологами станем. Да? (шагают)
Да! (хлопок над головой)
Будут все гордиться нами. Да? (шагают)
Да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора, (показывают руками)
Бурная река. (показывают руками)
Ее не обойдешь, (топают)
Ее не проплывешь. (плывут)
Ее не облетишь. (махи руками)
Надо напрямик. (указывают вперед)
Все мы сможем, все сумеем (шагают)
И своей достигнем цели. Да?
Да! (хлопок над головой)
6. Составление рассказа. Первый рассказ составляют ребенок и логопед совместно. Далее дети рассказывают самостоятельно, опираясь на план-схему.
Примерный рассказ. Это археолог. Археолог, это ученый, который занимается раскопками и изучает предметы старины. Для работы археологу нужны лопата, молоточек, кисточка, лупа, фотоаппарат, компас. Археолог ведет раскопки аккуратно, чтобы не повредить найденные предметы. Ведь, пролежав в земле столько лет, они становятся очень хрупкими. Археологи находят части посуды, одежды, орудия труда и многое другое. Затем находку изучают. После того, как предметы изучат, их отправляют в музей.
7. Итог занятия.
Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались и оценить работу друг друга.