Анна Зеленина
Составление календаря дефектов речи дошкольников в помощь воспитателю
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, врачей.
В условиях логопедического пункта целесообразно тесное сотрудничество логопеда и воспитателя. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей дефектов речи, так как речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
Публикация «Составление календаря дефектов речи дошкольников в помощь воспитателю» размещена в разделах
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их речевого развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения;
- планирование работы с группой детей или ребенком по звукам и лексико-грамматическим категориям;
-закрепление правильного произношения звуков;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Для эффективной совместной работы был разработан экран-звукопроизношения «Календарь дефектов речи».
Цель: выявить дефектные звуки у детей и отразить их на экране.
На экране отображается список детей. Дефектный звук отмечается условными обозначениями:
нет звука – красным квадратиком
звук автоматизируется – заштрихованным квадратиком
звук поставлен – синим квадратиком
С помощью экрана воспитатель видит над каким звуком в этом месяце работать с ребенком и отрабатывают лексическую тему по лексико-грамматическим категориям. По заданиям учителя-логопеда в свободное время воспитатель занимается с ребенком индивидуально и с группой детей объединив их по нарушенным звукам. Когда ребенок в совершенстве усвоил звук, то на экране квадрат закрашивается синим цветом.
Например, в начале учебного года знакомлю воспитателей подготовительной группы с результатами обследования детей. На экране звукопроизношения «Календарь дефектов речи» отображаю все дефектные звуки детей, выделяя их красным цветом. Дефектное произношение заключается в отсутствии звука, замены звука, например, звук «с» произносится «ш», и неправильным произношением (неправильное положение языка «межзубное», когда между зубами кончик языка, либо язык лежит не внизу, а вверху).
Воспитатель видит, что группа детей не умеют правильно произносить свистящие, другая шипящие и т. д. В первые две недели ставлю перед воспитателями задачу отработать мышцы артикуляционного аппарата детей и развивать фонематический слух. В это время работаю на групповых и индивидуальных занятиях над постановкой звуков и отмечаю в календаре синей клеточкой поставленные звуки дошкольников. Воспитатель видит, что ребенок уже научился произносить звук и этот звук начинают автоматизировать по плану, то есть по заданиям логопеда воспитатели индивидуально, либо группой детей отрабатывают поставленный звук, а также по теме, которая идет на неделе, работают над лексико-грамматическими категориями.
Все задания, над автоматизацией звуков разрабатываю и даю воспитателям.
Автоматизация - это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
Автоматизация звуков проходит поэтапно. Сначала первую неделю поставленный звук необходимо закрепить изолированно! То есть, ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи каждый новый звук проходит этот этап.
Когда ребенок четко и безошибочно произносит звук изолированно, тогда переходим на слоги.
Автоматизация в слогах. Слоги бывают открытыми, закрытыми, со стечением согласных. Рекомендуется начинать с открытых слогов. Затем автоматизируем звук в словах (в начале слова, в середине и конце).В предложениях и текстах.
Но не все чистоговорки, скороговорки, стихотворения и тексты могут подойти. Например, Ула, ула, ула – я шары надумала. Ее нельзя использовать для автоматизации звука «Л», если у ребенка нет звука «Р». И на экране календаря дефектов речи четко видно, какие звуки ребенок еще не может произнести, поэтому подбираем тексты без звука «Р». Для другого ребенка, который умеет проговаривать эти звуки такая чистоговорка подойдет, и так подбирается весь речевой материал для каждого индивидуального ребенка.
Если ребенок вместо звука «Л» произносил «В», или «У», то учим дифференцировать звуки, соблюдя поэтапность.
Изолированно, в слогах, словах, в текстах, в связной речи.
Перед тем, как дифференцировать изолированно, объясняем ребенку, что звук «Л» и «В» различны по артикуляции.
Где находятся губы, когда мы произносим звук «Л»?
«Губы в улыбке».
Где находятся губы, когда мы произносим звук «В»?
«Губы находятся в улыбке», нижняя губа смыкается с верхними зубами.
Где находится язык, когда мы произносим звук «Л»?
«Язык упирается в верхние зубы» или между зубами.
(Профиль «Л» и профиль «В»). Дифференциация проводится в слогах, словах, предложениях и текстах.
Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации.
Когда ребенок в совершенстве овладел звуком, научился четко его произносить, не пропускать в словах, в речи, значит звук поставлен! На экране закрашиваю синим цветом. Воспитатель видит, что звук у ребенка поставлен и можно работать с другими звуками.
В нашем календаре 8 месяцев. В каждом месяце есть тематические недели. Поэтому, в тетради взаимодействия совместной работы с воспитателями, разрабатываю еженедельные задания по лексической теме. Отработанные на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателями не только во время НОД, но и во всех режимных моментах.
Результатом такого взаимодействия в коррекционной работе является постановка звуков и развитие всех компонентов речи дошкольника!