Евгения Абросимова
Сороки (совместный с детьми и родителями фольклорный праздник)
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фольклорный праздник "Сороки". Проводили мы его накануне христианского одноименного праздника, посвященного сорока севастийским мученикам, однако сам праздник к сорока мученикам отношения не имеет. Согласно народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется, славяне пекут жаворонков, встречают весну. Этот праздник я проводила еще 2 года назад, а публикую только сейчас. Возрождаем славянские традиции вместе!
Публикация «Сороки (совместный с детьми и родителями фольклорный праздник)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОГО С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
СОРОКИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МБДОУ «Детский сад № 6 села Ломово Корочанского района Белгородской области»,
воспитатель Абросимова Е. В.
Программные задачи. Обогащение личного опыта детей знаниями о фольклорных традициях русского народа. Знакомство детей с фольклорным жанром музыкального искусства. Подведение детей к пониманию того, что народные традиции связаны с современностью.
Цель. пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Работа с родителями. Привлечение родителей к совместному педагогическому процессу, воспитание любви к народным традициям. По просьбе воспитателя мамы пекут жаворонков.
Предварительная работа. Ознакомление детей с русским народным пением, хороводом, его элементами, закличками, поговорками.
Оформление зала. Зал разделен на две части: справа макет избы, посередине печь, на ней матрац, подушка и тулуп, под тулупом «спят» дети, слева – плетень. В печи спрятан поднос с жаворонками. Около печи стол с чугунком, в чугунке тесто для раскатки, на столе скалка.
На занавесе – рисунки детей с весенней тематикой, лист календаря с названием праздника, поговорки, выполненные по принципам мнемотехники:
Увидел скворца – весна у крыльца.
На Сороки день с ночью меряются.
Зима кончается – весна начинается.
Реквизит. Костюмы для ведущего, Весны, Хозяйки, сына и дочери хозяйки, солнышко на шестке, аудиозаписи голосов птиц, хороводной песни «Весна-молодушка».
Роли: Хозяйка – мама Ани Дочь – Есения
Сын – Костя Весна – мама Дани
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы собрались, чтоб в очередной раз вспомнить традиции русского фольклора. Но перед тем как начать наш праздник, хочу познакомить вас с поговорками о весне. Вместе со мной давайте прочтем их и запомним, а в конце праздника узнаем, как вы их запомнили. (Ведущий спрашивает детей о том, что изображено, помогает из названий изображений сформировать поговорку, несколько раз ее повторяют все вместе).
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны – «Сороки» мы отмечаем 22 марта.
В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им теплый прием, по традиции накануне пекут печенье, которое называют по-птичьи – «жаворонки», «кулики», «чувилики».
Вместе с прилетом птиц встречали весну песнями-веснянками, шутками-прибаутками, хороводами, играми.
Инсценировка
На печи лежат хозяйкины дети
Ведущий: Рано-ранешенько вставала хозяйка дома в праздник и, затопив печь, принималась раскатывать тесто, напевая:
Хозяйка (берет тесто из чугунка, начинает его раскатывать):
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песнь, песню звонкую,
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.
Пташка малая ль, голосистая.
Про житье-бытье, про нездешнее.
Ведущий: Приговаривала хозяйка заговорные слова.
Хозяйка:
По белому, по чистому,
по зазнобчивому,
Зорями крученому
Катись, бел-крутой, бел-золотой.
Сын (просыпаясь): Мам! А ты чего так рано встала?
Хозяйка: Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!
Сын (потягиваясь): А какое сегодня число?
Хозяйка: 22-е марта, соня-засоня. Сороки наступили.
Уж солнце красное над полем встало,
На горе всех в игры собрало:
Жаворонков люди ждут,
Что весну на Русь ведут.
Сын: А правду рассказывают, будто на Сороки не только птицы на Русь прилетают, но и кикимору прочь гонят? Верно ли, что, если кикимора облюбует чей двор – беда грозит.
Хозяйка: Верно, да про то вестИ речи не след: накличешь беду на свою сторону.
Дочь хозяйки, проснувшись, щиплет брата под одеялом.
Сын: Ой! (Угрожая сестре) Напугала до смерти (Между братом и сестрой завязывается борьба).
Хозяйка (останавливая их и по очереди снимая с печи): Ну, хватит баловаться. Бегите на улицу, пойте веснянки.
Вот вам по жаворонку,
Чтобы пили водицу как птицы,
Чтобы хворобы не знали,
Чтобы росли как трава по весне.
А теперь - бегом весну встречать!
А то вас никто ждать не будет.
Выбегают дети с "жаворонками" и, что есть силы, кричат, закликая жаворонков и весну.
Сын: Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Дочь: Ой, вы, жавороночки, жавороночки!
Ой, летите в поле, несите здоровья:
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье.
Вместе: Весна, весна, красная,
Приди, весна, с милостью,
С великой благодатью.
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей.
Приходи, приходи,
Солнцем светом озари.
Ведущий. А теперь, собирайся, детвора!
Ждёт вас русская игра!
Народная игра “Солнышко”
Костя: Давайте поиграем в “Солнышко” (приглашают гостей для игры, выбирают водящего)
Считалка: Солнышко, выгляни.
Красное высвети.
Сядь на пенек
Опряди куделек.
Дети ходят по кругу парами, водящий с солнышком на шестке ходит близко к детям в кругу против его движения.
Все: Солнышко, выгляни,
Красное высвети.
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.
Пару, которая оказалась ближе к водящему, водящий разбивает. Дети бегут в разные стороны по кругу. Кто прибежит быстрее, становится в пару с бывшим водящим, кто прибежит позже, тот новый водящий. Игра повторяется заново.
После игры дети выстраиваются на песню.
Алина М. Словно радуга живая,
В ярких красках расцвела
Огневая, вихревая
Песня русская слышна!
Исполняется песня “На горе-то калина” с движениями.
Алина А. Приди к нам весна,
Со радостью,
Со великой к нам
Со милостью!
Лиза. Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Матвей. Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
Настя. С грушами, со яблоками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой
София. Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Все вместе: Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Даня. Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Приносите нам Весну-Красну,
Красну солнышку,
Теплу гнездышку!
Филипп. Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала.
Аня. Идет матушка-Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел, белый снег сошел!
Ведущий: Давайте золотые ворота для Весны-красны открывайте. Это поможет весне силу удвоить.
Игра «Золотые ворота»
Дети становятся в пары друг за другом. Первая пара – ворота. Все пары проходят цепочкой через ворота и говорят слова. Пара, пойманная в конце приговорки, становится воротами.
Ходит матушка – весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается
Другой раз запрещается,
А на третий раз пойдете
Сами в клетку попадете.
Ходит матушка-весна
Ищет детушек она.
Первый раз прощается
Другой раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас.
(После игры дети садятся на стулья).
(Под музыку Грига «Утро» входит Весна)
Дети: Весна красная, долгожданная!
Где же ты так долго бродила?
Весна: С зимой лютою повстречалася,
Растопила ее сердце хладное,
Напоила землю-матушку!
Дети: Расскажи-ка нам Весна, как дорогу к нам нашла?
Весна: Грачики-кулики из-за моря прилетали
И Весне путь указали
Вы, ребятки, птиц встречайте,
Кричать закличку начинайте!
Дети: Весна красна, на чем пришла?
Весна: На сохе, бороне.
На кривой кочерге,
На жердочке, на бороздочке,
На ржаном колоску, на пшеничном пирожку!
Дети: Весна, что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка в поле,
Другое угодьюшко — с сошкою в поле,
Третье угодьюшко — пчелки в полете,
Да еще угодьица — миру на здоровьица!
Ведущий: Спасибо, тебе Весна, за подарки. И мы в долгу не останемся.
Владик. Что за славный денек!
Собирайся, народ, в хоровод!
Станем кругом ходить
Да весну веселить.
Хоровод заведем.
Хоровод «Весна-Молодушка»
Весна: Какие вы молодцы! Хоровод водите как в старину, как я люблю. (Дети усаживаются на стульчики). Для вас у меня припасены загадки о моих друзьях. (После каждой отгадки звучит голос отгаданной птицы).
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Весна: Как я погляжу, знаете вы птиц. Ну что ж, спасибо вам, ребята, за песни, за танцы, за хорошее настроение. Ну, а мне пора идти дальше пробуждать природу от зимнего сна. (Весна уходит под лирическую музыку)
Ведущий:
Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали
Хочу, чтоб о весне, прекрасной
Родным вы дома рассказали!
Ведущий: Ну а теперь пришло время вспомнить о наших приметах-поговорках. (Дети рассказывают то, что запомнили с помощью рисунков. На практике запоминание 90 – 100%)