Евгения
Сопровождение ребёнка с ИН в общеобразовательной группе ДОУ. Из опыта работы тьютора
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного процесса в общеобразовательной группе из опыта работы.
Здравствуйте. Меня зовут Евгения Андреевна, я тьютор детского сада №12. Хотелось бы рассказать Вам немного об этой профессии, ее важности и, непосредственно, о личном опыте работы с моим подопечным.
Публикация «Сопровождение ребёнка с ИН в общеобразовательной группе ДОУ, Из опыта работы тьютора» размещена в разделах
В условиях современного мира образование играет важнейшую роль в жизни любого человека. Сегодня образование — обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Право на образование является неотъемлемым правом человека. Каждый ребенок может воспользоваться этим правом, несмотря на наличие умственного или физического недостатка.
Вы наверняка заметили, что число детей с отклонениями в развитии с каждым годом возрастает. Такие дети могут обучаться как в специализированных образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных школах в рамках инклюзии. Для них должны быть созданы особые условия, одним из которых является возможность тьюторского сопровождения, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому ребенку.
Свою работу тьютор реализует совместно с другими специалистами: логопедами, педагогами и психологами. Помощь и наблюдение за ребенком во время занятий, организация и помощь в игровой деятельности, создание благоприятных условий для дружеского контакта между сверстниками и для успешной работы в группе - эти виды деятельности также включены в тьюторское сопровождение.
Тьютор знакомится с самим ребенком и его родителями, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах обучающегося. Наблюдение за ребенком и его семьей, является одним важных элементов диагностического этапа. Необходимо разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору нужно дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.
Шаг за шагом, проходя вместе с тьютором этап за этапом, обучающийся начинает верить в собственные силы, уже не нуждается в постоянной опеке наставника, проявляет больше свободы в своих действиях, учиться взаимодействовать с воспитателями и детьми. Я убеждена, что помощь тьютора должна быть в меру дозирована, направлять и побуждать ребенка к самостоятельности.
На каждом этапе тьютор проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения, делится своими выводами с родителями, остальными участниками образовательного процесса об успехах и неудачах ребенка в обучении и социализации. На основании анализа результатов организуются консультации ребенка у логопедов, дефектологов, психологов.
Заключительный этап характеризуется постепенным уменьшением сопровождающей роли тьютора в жизнедеятельности ребенка, предоставление ему большей самостоятельности на занятиях, в быту и в общении с окружающими его людьми. Критерий эффективности работы тьютора – в уменьшении его направляющей роли, а затем и полное его исключение как проводника и наставника.
А теперь хотелось бы перейти непосредственно к моему подопечному. Это мальчик Миша, ему 4,5 года и у него Синдром Дауна. В настоящее время это одно их самых распространенных генетических заболеваний. Согласно информации благотворительного фонда “Даунсайд Ап”, в России ежегодно рождается порядка 2500 детей с таким синдромом. Дети с СД имеют ряд особенностей физического, когнитивного и эмоционального развития, которые вызваны наличием одной лишней хромосомы. Во всем мире таких детей называют «солнечными», так и Миша - добрый, дружелюбный и беззащитный. Он лишен агрессии, не умеют обижаться и злиться.
Мы с ним познакомились год назад. Он довольно быстро принял меня, ходил со мной за ручку, находился постоянно рядом. Тогда еще он не особо обращал внимание на детей, даже наоборот - они его пугали своим шумом и навязчивостью, тогда он мог плакать от громких звуков, от чужого плача, мог схватить за волосы и попытаться укусить, по другому он не умел общаться со сверстниками. У него не было желания самому проявить инициативу взять игрушку с полки, пообщаться с кем-то.
Но постепенно он втянулся, привык к детям, к шуму, к режимным моментам, становился более самостоятельным. Я давала ему свободу выбора деятельности, он стал отходить от меня, выбирать игрушки, учился общаться, стал подниматься а потом и спускаться с лестницы. Сейчас уже он ходит без памперса, правда не проситься, но терпеть умеет. Дети научились с ним находить контакт, он может поиграть в “ладушки”, отвечает на вопросы “да, нет, мама, папа”, в последнее время наметился прогресс в речи - он стал повторять части слов, имен детей, ему нравится когда с ним разговаривают, играют в пальчиковые игры.
С ним всегда плотно занимались вне стен сада, Миша уже тогда знал основные цвета и некоторые геометрические фигуры, мог их показать. У него слабая моторика и высокая отвлекаемость во время занятий, но даже с такими особенностями он может, к примеру на математике раскрасить картинку, как позволяют ему его “непослушные” ручки и провести линию. Я нахожусь всегда рядом и повторяю ему задание, указываю в тетради, если нужно. На музыке он так же старается повторять за детками и педагогом. Вот сегодня у нас прошел осенний утренник, на нем Миша танцевал, звенел колокольчиком и хлопал в ладошки.
Таким образом, можно сделать вывод, что не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.
Подводя итог вышесказанному, хочется подчеркнуть, что введение тьютора в учреждение, где обучаются дети с особенностями интеллектуального развития, поможет эффективнее использовать обучающий ресурс этих учреждений, позволит учитывать при обучении весь спектр сохранной части интеллекта ребенка, повысит его восприимчивость к преподаваемому материалу, что улучшит уровень его жизни в целом. Именно для этой категории детей институт тьюторства в России необходим и, в прямом смысле этого слова, жизненно важен. Ведь если в учреждениях таким детям не будет оказываться достаточная индивидуализация в образовании, не будут в достаточной мере учитываться их индивидуальные особенности развития, то дверь в образование для таких детей будет оставаться по-прежнему лишь приоткрытой. И большое количество детей, а затем и взрослых людей с инвалидностью останется, как и прежде, без достойного образования и социализации, следовательно, в стороне от нормальной жизни.