Кирина Наталья Викторовна
Сопряжённая речь. Упражнения «Когда это бывает?» по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Сопряжённая речь. Упражнения
Сопряжённая речь – совместное повторение двумя или более лицами произнесённых или написанных слов или фраз. Используется логопедом при исправлении некоторых речевых нарушений, в том числе заикания.
Для работы необходимы следующие материалы: предметные картинки с изображением туч, дождя, ветра, грибов, клюквы, плаща, листопада, осеннего леса, сада; мячи по количеству детей; сюжетная картинка «Осень» и «Лето»; бумажные листья красного и жёлтого цветов на ниточке по количеству детей.
Публикация «Сопряжённая речь, Упражнения „Когда это бывает?“ по теме „Осень“» размещена в разделах
На доске сюжетные картинки «Осень» и «Лето». Логопед вместе с детьми рассматривают и сравнивают данные картинки между собой. Логопед в 4 ряда на наборном полотне раскладывает предметные картинки, называя каждую из них. Затем вместе с детьми проговаривает стихотворение. Дети заучивают его наизусть.
Мы картиночки покажем и про каждую расскажем:
«Когда это бывает?»
Ветер, туча, дождь, грибочки,
Клюква, плащ и листопад,
Голый лес и голый сад,
Птицы к югу улетают…
Ну, когда это бывает?
«Считалка»
Дождик, дождик, ты не лей,
Ты нас, дождик, пожалей,
Мы хотим с мячом играть
И считалку рассказать.
«Подуем на листочки»
Делаем максимальный вдох, а затем -делаем глубокий выдох и дуем на листочки, держа их за ниточку. Щёки не надуваем.
Дефектолог читает четверостишие. Дети повторяют его и хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку – 4 удара):
- Осень в гости к нам пришла,
- Деток радует она,
- Разукрасила наш сад,
- Подарила листопад.
ИГРА «Ответь на вопросы»
ВЕТЕР
- Что делает? (дует)
- Что сделает? (подует)
- Что делал? (дул)
- Что будет делать? (будет дуть)
Игра повторяется со словами: дождь, листья, трава и др.
Упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания: «Ветер дует».
Выполняется стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
- Я подую высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть)
- Я подую низко, (руки перед собой, присесть и подуть)
- Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперёд, подуть)
- Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них)
Дидактическая игра «Назови, что перепутал художник»
Дети рассматривают картинку рассказа с дефектологом и перечисляют несоответствия вслед за учителем.
Физминутка
Логопед читает двуязычный перевод, а дети повторяют его вместе с логопедом, воспроизводя движения в соответствии с содержанием:
Мы идём с тобою в сад,
Там увидим листопад.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Туча по небу плывёт,
Туча дождик нам несёт.
Дождик капает и льёт,
Нам гулять он не даёт.
Дидактическая игра «Угадай слово»
дети повторяют вслед за дефектологом
Ветер дует, а ветры ….
Дождь моросит, а дожди ….
Птица улетает, а птицы …
Лист падает, а листья ….
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи.
«Осень» Логопед рассказывает рассказ, дети повторяют его вслед за дефектологом.
Прошло лето. Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует ветер, идёт дождь. Стало холодно – люди надевают куртки, шапки, сапоги. Листья на деревьях желтеют, краснеют. Потом они падают на землю. Начинается листопад. Осенью появляются грибы, созревают клюква, овощи, фрукты. Это осенний урожай. Перелётные птицы улетают в тёплые края. А потом наступает зима.
Упражнение для работы над голосом. «Ветер»
Упражнение выполнять без напряжения. Произношение ВВвввВВввввВВ, ввввВВВввввВВВВвввв с различной силой голоса. (Ветер дует то сильно, то слабо).
Релаксационное упражнение: «Дождь»
Выполняется сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохраняется во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.
- Поглядите, поглядите –
- Потянулись с неба нити!
- Эта тоненькая нить
- Землю с небом хочет сшить.
Домашнее задание: выучите стихотворение:
Осень в гости к нам пришла,
Деток радует она,
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад.