Анна Нечаева
Консультация «Сон в режиме дня»
Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня.
Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Промежутки между занятиями составляют 5–10 мин, этого недостаточно для отдыха ребенка и переключения его с одного вида деятельности на другой. Особое внимание коллектив детского сада уделяет наблюдению и отслеживанию состояния детей; созданию условий для их эмоционального и физического комфорта в режимные моменты. Одним из них является дневной сон, способствующий расслаблению детского организма.
Публикация «Консультация „Сон в режиме дня“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Сон, режим сна, укладываем ребенка спать. Консультации
- Темочки
Невозможно переоценить значение правильно организованного сна. Еще И. П. Павловым было отмечено, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуто другими средствами и способами.
Одним из показателей стресса у ребенка является устойчивое отрицательное настроение или частая его смена. Другой важный признак – плохой сон, когда ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
Многие дошкольники, находясь в кровати, долго не могут расслабиться и успокоиться. Дети плохо засыпают или не засыпают вовсе, некоторые не могут даже лежать тихо и спокойно. Укладывание дошкольников в постель во время дневного сна достаточно сложный процесс, как для педагогов, так и для воспитанников детского сада. Особенно это проявляется в старших и подготовительных группах.
Для того чтобы за два часа "тихого часа" каждый ребенок поспал или хотя бы спокойно полежал, отдохнул, разработана методика засыпания "Волшебная звезда".
Методика засыпания. Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины) и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются: музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность, приятные тактильные и визуальные ощущения. Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте.
Целью методики засыпания является снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности (агрессивности, враждебности, проявления инфантильных форм, таких как сосание пальца, повышенной возбудимости, раздражительности и двигательного беспокойства ребенка.
Основные задачи:
облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию;
создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов.
Воспитателям рекомендуется использовать различные средства: спокойную музыку, предмет для тактильного воздействия ("волшебная палочка", тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений, декоративные элементы для создания образа "Феи сна". Данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.
Реализация методики "Волшебная звезда" предусматривает четыре этапа.
На первом этапе – подготовка ко сну – под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания. Первые звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбужденность детей, оказывают общее успокаивающее воздействие. Эту музыку рекомендуется слушать ежедневно.
Подбирает спокойную мелодию, снимающую напряжение, воспитатель или педагог-психолог.
Музыкальный центр можно поставить в помещении спальни, чтобы она наполнялась мелодией. Музыка не должна звучать слишком громко. Однако вначале, когда дети еще возбуждены, ее нужно включить громче, затем постепенно делать тише.
На втором этапе воспитанников просят лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3–4 цикла) в спокойном темпе. Регулирует выполнение педагог словами "вдох-выдох". Обучение правильному дыханию происходит предварительно до сна в процессе игры "Волшебный мешочек".
Упражнения повторяются 3–5 раз, но без музыкального сопровождения. При их выполнении эффективно использовать образное представление, т. е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей.
Например, можно предложить воспитанникам представить образ желтого шарика, теплого, нежного, приятного и уютного, находящегося в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания (С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник).
Правильное дыхание – медленное, глубокое, диафрагмальное, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних – состоит из четырех этапов (приложение). Тренировка, по мнению авторов, делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. При правильном выполнении:
оно успокаивает и способствует концентрации внимания;
способствует со временем увеличению объема легких, усилению газообмена и улучшению кровообращения;
активизирует диафрагму, в результате чего происходит интенсивный массаж внутренних органов, улучшение самочувствия и общее оздоровление (А. В. Семенович, Е. А. Воробьева).
На третьем этапе – "Волшебный сон" – одновременно с музыкальным сопровождением педагог читает стихотворение, способствующее расслаблению.
Упражнение проводит сказочный персонаж – Фея сна, в роли которой выступает воспитатель группы. Она приходит к детям с "волшебной палочкой", на конце которой закреплен "заячий хвостик". Это может быть что-то воздушно-мягкое, пушистое и нежное, например мех или пух. Фея сна медленно и спокойно произносит текст. Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли. Фея сна подходит к каждому ребенку и поглаживает его своей "волшебной палочкой" по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки).
Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.
После того как Фея сна погладила (несколько раз) каждого ребенка и произнесла слова установки на отдых, музыка продолжает звучать в течение двух-трех минут.
Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно передается детям: они спокойнее спят. Педагог участвует в процессе релаксации как активное действующее лицо, получая от этого удовольствие и положительные эмоции. Гармоничный отдых снижает уровень общей тревожности дошкольников.
Впервые дни использования методики "Волшебная звезда" педагоги определили общее время, затрачиваемое на выполнение трех этапов. Оно составляет 10–12 мин (время звучания музыки).
Волшебный сон
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-блен-на…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется… (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело… (2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Ручки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ножки теплые у нас…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Губки теплые и вялые,
Но нисколько не усталые…
Губки чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется… (2 раза)
Яковлева Н. Г.
Четвертый этап – пробуждение детей после дневного сна – начинается со
звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. Сначала звучит только музыка (примерно одну минуту, а затем педагог обращается к детям.
После того как все воспитанники проснулись, им предлагается, лежа в кровати, опустить одеяло в ноги и выполнить следующие стимулирующие и активизирующие упражнения (А. В. Семенович, Е. А. Воробьева) :
сделать 3–5 циклов глубокого дыхания;
потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и пятки ног от себя;
потереть подошву о подошву и ладонь о ладонь,
а затем теплыми руками провести по лицу;
подтянуть колени к груди и обхватить их руками, а затем прокатиться несколько раз на спине вперед-назад ("Качалки").
Выполнив упражнения, дети спокойно встают с кроватей и идут по массажной дорожке, расположенной в спальне. Комплекс пробуждающей гимнастики сопровождается музыкой. Все это способствует формированию у детей хорошего и бодрого настроения.
Обращение педагога к детям после их пробуждения
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2002
Отведенные для данного этапа 6–8 мин – это время звучания пробуждающей мелодии.
Ранее дошкольникам предлагали специально подобранные "Колыбельные композиторов-классиков" из серии "Малыш и классика", мелодии из серии "Мьюзик беби", но выбор был сделан в пользу классических композиций. Рекомендуется отдавать предпочтение профессиональному исполнению, а не современной аранжировке, которая действует иногда раздражающе и не способствует развитию эстетического восприятия детей и педагогов.
Перечень расслабляющих мелодий:
сборник "Вдохновение" из серии "Оттенки настроения";
"Симфония чувств", специально подобранные нежные мелодии из серии "Музыка для души";
музыкальные композиции Джеймса Ласта;
музыкальные композиции Поля Мориа.