Елена Мозгова
Методические рекомендации по составлению годового плана
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА
Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной Общеобразовательной Программой и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году. Годовой план имеет свою цель, которая осуществляется через решение задач.
В соответствии с задачами в плане должны быть определены конкретные мероприятия по их реализации.
Публикация «Методические рекомендации по составлению годового плана» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Годовой план составляется с учётом вида дошкольного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров.
Можно выделить следующие трудности в планировании :
• - неумение чётко определить специфику целей и задач на следующий учебный год;
• - отсутствие взаимосвязи между годовыми задачами и механизмами их реализации;
• - неумение анализировать итоги учебного года;
• - отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования;
• - слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичность, последовательность и пр.);
• - перегруженность (высокая плотность) планов или наоборот;
• - несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями;
• - неравномерное планирование сроков мероприятий;
• - неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам;
• - планирование нереальных дел;
• - отсутствие контроля и самоконтроля, его взаимосвязи с годовыми задачами;
• - нерациональная композиция целей и задач (совокупность выделенных задач не обеспечивает в полном объеме достижение цели или задачи пересекаются);
• - выдвижение в качестве цели процесса, а не результата;
• - чрезмерная фиксация внимания на второстепенных деталях.
Годовой план начинается с написания анализа работы ДОУ за прошедший учебный год. Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году. В вводной части прописывается анализ результатов работы, причин невыполнения предыдущего годового плана, особых затруднений в работе воспитателей, интересной экспериментальной работы, мнения родителей о перспективах развития в ДОУ. Рекомендуется намечать 2 – 3 задачи, вытекающие из плана развития ДОУ и анализа его работы за прошедший период. Бывает так, что та или иная задача вызвана неудовлетворительным положением дел по конкретному вопросу. Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задач деятельности ДОУ на предстоящий учебный год. Суть анализа не в том, чтобы дать перечень сделанного в учебном году, а в том, чтобы сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, обеспечивающие успех; выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий.
Формулировка годовых задач вызывает у старших воспитателей, заместителей заведующих, да и заведующих тоже наибольшие трудности. Задачи: первая третьего года, вторая второго года, третья новая. Задача пишется с глагола, например: совершенствовать, формировать, создавать условия и т. д. Одна из задач по здоровьесбережению.
Нужно постараться сделать так, чтобы задача была не очень объемной в плане ее выполнения и реальной для решения, но и не очень узкой, замыкающейся на очень конкретных условиях ее реализации. Важно в самом начале написания годового плана распределить всю работу так, чтобы соблюдался баланс между различными формами работы, как с детьми, так и с родителями, и с педагогами.
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
• Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
• Основное содержание плана;
• Сроки выполнения запланированных мероприятий;
• Ответственные за выполнение плана лица.
Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.
Нужно помнить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступать от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить почему нужно так поступить.
Следует учесть и то, что годовой план требует построения определенной работы с кадрами, организационно-педагогической работы с детьми, построения взаимодействия с семьей.
Один из ответственных моментов: выбор формы написания плана. Форма написания плана может быть самой различной:
календарной (разбитой по месяцам,
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,
текстовой (иметь текстовое описание содержания,
табличным (иметь табличную форму написания,
блочно – схематичным (разбитым на определенные блоки работы).
Годовой план должен включать в себя:
- описание организационно-педагогической работы (подготовка ДОУ к новому учебному году, качественная и количественная характеристика педагогов, расстановка по возрастным группам, материальное обеспечение педагогического процесса, организация предметно-развивающей среды и т. д.);
- перечень мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации воспитателей;
- описание мер контроля за воспитательно-образовательной работой в ДОУ, работой всех структур ДОУ;
- представление многоплановой работы с родителями;
- перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации обслуживающего персонала;
- описание административно-хозяйственной работы в ДОУ;
- расписание медико-профилактической работы в ДОУ;
- перечень производственных собраний и мероприятий.
Этапы составления плана :
I этап. Сначала спланировать ежемесячно повторяемые дела, определяемые спецификой работы ДОУ и особенностями каждого месяца учебного года (например, проведение педагогических советов, первичной полугодовой и итоговой диагностики дошкольников, подготовка и проведение праздников и др.).
II этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционными для этого ДОУ сложившимися мероприятиями (например, проведение праздников “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Конкурс педагогических идей” и т. д.).
III этап. Запланировать новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год. Для самоанализа плотности годового плана предлагается построить диаграмму: по вертикали отметить количество мероприятий, по горизонтали – месяцы года.
Разделы плана :
1. Работа с кадрами.
2. Организационно-педагогическая деятельность.
3. Контрольно- аналитическая деятельность.
4. Организация воспитательной и оздоровительной работы.
5. Административно- хозяйственная деятельность.
Что прописывается в разделах
• 1. РАЗДЕЛ: РАБОТА С КАДРАМИ
1.1 Методическая работа
• Педсоветы;
• Координационные советы (проектные советы);
• Работа творческих групп;
• Инструктажи по ТО и охране жизни и здоровья детей;
• Анкетирование педагогов;
• Формирование предметно-развивающей среды (Оснащение педпроцесса, оснащение методического кабинета);
• Изучение и обобщение п. п. о. ;
• Работа в методическом кабинете (создание библиотеки методической литературы, систематизация и классификация материалов, организация выставок для педагогов, состав-ление картотек и т. д.);
• Выставки, смотры, конкурсы;
• Семинары;
• Семинары – практикумы;
• Консультации;
• Коллективные просмотры;
• Обзор новинок методической и периодической печати;
• Другие формы
1.2 Повышение профессионального мастерства педагогов
• Прохождение курсов повышения квалификации (комплексные курсы, модульные курсы;
• Наставничество;
• Школа молодых воспитателей;
• Самообразование педагогов и его анализ;
• Апробация и внедрение инновационных технологий;
• Участие в инновационных проектах;
• Мероприятия по подготовке педагогов к аттестации;
• Другие формы
1. 3 Организация контроля:
• Фронтальный контроль;
• Тематический контроль:
• Оперативный контроль.
2. РАЗДЕЛ: воспитательной и оздоровительной работы:
(координируется с планами специалистов (муз руководителей, инструкторов по физкультуре, психолога, соц. педагога и пр.) :
• Физкультурно-оздоровительная работа (спартакиады, спортивные праздники, походы и пр.);
• Досуговая, развлекательная (праздники, развлечения, КВН и др.);
Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
• Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
• Основное содержание плана;
• Сроки выполнения запланированных мероприятий;
• Ответственные за выполнение плана лица.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ :
• Учебный план
• План административно- хозяйственной работы (если не включен в общий план)
• План взаимодействия со школой
• План работы с родителями (если не включен в общий план)
• График прохождения курсов повышения квалификации
• График прохождения педагогами аттестации
• План по самообразованию педагогов
• Перспективные планы работы специалистов
• Программа опытно – экспериментальной работы (если такая работа ведется)
• План работы творческой или рабочей группы
• План взаимодействия с общественными организациями.
• Другое (исходя из особенностей работы учреждения)
В ПЛАНЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :
• Общие родительские собрания;
• Групповые родительские собрания;
• Дни открытых дверей;
• Анкетирование;
• Оформление наглядно – информационных стендов;
• Консультации;
• Другие формы.