Никитенко Екатерина
Сохраняя традиции прошлого — уверенно смотрим в будущее
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Уникальное российское дошкольное образование претерпевает второе рождение, поэтому стратегии образования Российской Федерации нацелены на полноценное освоение проектов «Десятилетий детства». Сегодня опять детские площадки микрорайонов Старого Оскола полны детскими голосами, детские сады интенсивно осваивают ФГОС ДО. Министерство Просвещения декларирует возрождение национальных духовно-нравственных ценностей. Актуальным становится принцип преемственности.
Ключевые понятия: ценности советского дошкольного образования, профессионально-педагогическая культура, принцип преемственности детского сада и школы.
Публикация «Сохраняя традиции прошлого — уверенно смотрим в будущее» размещена в разделах
В 1973 году был открыт детский сад № 3 «Теремок». В годы комсомольской стройки в г. Старый Оскол была высокая рождаемость – молодежь съехалась со всего Советского Союза, парни и девушки были уверенны в своем будущем, строили планы на много лет вперед, было много свадеб. В городе при поддержке болгарских и немецких строителей воздвигались предприятия и жилые микрорайоны.
Открывала детский сад заведующая Соломатина Юлия Леонидовна. Эта удивительно деловая, энергичная женщина. Ветераны вспоминают её доброту, вежливость, внимательность к детям и взрослым. По отношению к детям она была и ласкова, но требовательна. Как творческий человек, она умела по-особенному увлекательно играть с детьми; она постоянно что-то напевала, знала огромное число детских песен, скороговорок, потешек, частушек. Сама умела конструировать и показывала молодым технологию изготовления каких-то необычайно интересных поделок. Кроме того, особенно интересно она вовлекала детей в сюжетные игры, обыгрывая каждую новую игрушку. Поэтому педагогический коллектив был подобран с особой требовательностью к каждому педагогу, и все старались максимально соответствовать вызовам времени. Коллектив творчески реализовывал Типовую программу детского сада.
В коллективе работали несколько пар сестер, представителей педагогических династий.
Так, Н. А. Фоменко и И. А. Черная, - по дипломам были учителями английского языка, которые посвятили себя дошкольному образованию, у обеих были «золотые» руки – они шили, вязали, вышивали, конструировали; они пользовались уважением коллег, в их педагогических семьях родственники посвятили себя педагогическому труду.
Сестры З. К. Самсель и Т. К. Некрутенко вместе с мужьями объездили Советский Союз, несколько строек века, долгие годы возглавляли детские сады в различных республиках СССР, работали главными инспекторами облоно. Они из учительской семьи, их мама участвовала в уникальном проекте послереволюционных лет – ликбезе (ликвидация безграмотности, за что была награждена ручкой из чистого золота! Их дядя служил профессором математики в МГПУ, еще до революции и после нее. Их дочери стали учителями, затем исследователями, и наконец учеными. До сих пор родители воспитанников детского сада с благодарностью и теплотой приветствуют своих воспитательниц - ветеранов дошкольного образования.
В микрорайонах Интернациональный, Горняк, Парковый жители помнят воспитательниц Т. Н. Анисимову, Н. Н. Бауэр, Е. О. Безрукову, Е. В. Насонову,И. О. Гетманскую,О. Н. Злобину,В. Д. Ермакову, В. В. Кириевскую, Н. Н. Котенко,Н. И. Лихушину,А. С. Стрябникову,В. И. Шатохину,В. И. Щербакомузыкальных руководителей Е. В. Аннушкину и И. В. Гладкову, педагога-логопеда Л. Дудченко, фельдшера В. А. Шеховцову. Долгие годы эти добросовестные и обязательные в деле воспитания детей дошкольного возраста педагоги, дружно обустраивали свой детский сад, расписывали стены под Гжель и Хохлому, Жостов и Дымку, разрабатывали и организовывали уголки по интересам (центры развития, дружно и творчески писали сценарии досугов и утренников, шили сами костюмы и играли роли сказочных героев, украшали и поддерживали в чистоте и порядке игровые площадки. Детский сад входил в тройку лучших ДОУ в городе и области.
В те годы особенно хорошо работал принцип преемственности ДС и школы. СОШ № 3 (в последствии гимназия № 3, лицей №3) все годы была «старшей сестрой» для нашего детского сада: её молодой директор Т. П. Беликова, а затем директор С. А. Малашенко стремились к максимальному взаимодействию двух коллективов и преемственности образовательных программ, поэтому дети подготовительной группы знали, что придут учиться к О. К. Холтобиной, Н. П., В. И. Котаревой, Т. П. (ныне директор МАОУ «ОК» Лицей №3»).
Благодаря высокой педагогической культуре педагогического коллектива большая часть воспитанников стала высокопрофессиональными рабочими, медицинскими и педагогическими работниками, спортсменами, инженерами, станкостроителями, информатиками, администраторами и даже учеными.
Теперь ДС № 3 входит в образовательный комплекс МАОУ «ОК» Лицей №3». И сегодня, внешний вид дошкольного образовательного учреждения, оформление интерьеров, холлов, лестничных маршей, групповых комнат и залов соответствует современным требованиям эстетики, радует решением цветовой гаммы и творческими находками. Под руководством О. М. Борминой, старшего воспитателя – О. В. Дурневой продолжается и усовершенствуется работа по обновлению предметной развивающей среды. В детском саду создана домашняя обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. В оформлении холлов, кабинета заведующей использовались рисунки детей, фотографии.
Особенностью в решении дизайна детского сада является четкое предназначение стендов. Каждая группа оформлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, дает возможность приобщения детей к активной деятельности
Индивидуальные творческие способности педагогов Н. А. Базаровой, А. А. Бабаевой, Н. В. Бурцевой, Л. В. Зуевой, М. А. Калининой, И. Ю. Комаровой, Е. В. Конради, Е. С. Козловской, О. С. Лапиной, Е. А. Логачевой, И. В. Лыковой, Т. Л. Мартыновой, И. Ю. Мельниковой, Л. М. Мурашкиной, А. В. Никитенко, Е. А. Никитенко, Н. И. Панкратовой, И. А. Пикульниковой, М. Н. Поповой, М. М. Рындиной, И. Н. Сазоновой, Л. Н. Сафоновой, И. В. Ткачевой, А. Г. Турковой, С. В. Халеевой, Т. Н. Шабановой, Н. Д. Широких, Н. Н. Яровой. помогают создать неповторимый стиль в каждой возрастной группе: это стены творчества, уголки интеллектуального развития, мини-музеи, мини-лаборатории. Развивающая среда в группах меняется с ростом достижения детей. При создании развивающей среды группы воспитатели реализуют гендерный подход. Количество воспитанников на данное время составляет – 543 ребенка.
Одним из приоритетных направлений дошкольного отделения МАОУ «ОК» Лицей №3» является физическое развитие дошкольников, которое складывается из состояния естественного здоровья, условий пребывания ребенка в детском саду и сформированных навыков к здоровому образу жизни. Для организации деятельности по охране жизни и здоровью детей созданы все необходимые условия. В распоряжении медицинской службы находятся процедурный кабинет, изолятор. В детском саду организована физкультурно-игровая среда, физкультурный зал оснащен необходимым оборудованием.
Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с ФГОС.
Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. На основе постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22 июня 2015 года № 2240 «О реорганизации в форме слияния муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 3», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 3 «Теремок», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №1», муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского технического творчества №3» и создании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Образовательный комплекс «Лицей №3».
Главным в реорганизации остается повышение качества образования путем расширения спектра предоставляемых образовательных услуг и их соответствия стандартам образования 2-го поколения. Для объединенных учреждений открываются широкие перспективы развития на основе консолидации и синхронизации кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов образовательных организаций, входящих в комплекс.
Главное для коллективов МАОУ «ОК» Лицей №3» – создать детям современную развивающую, психологически комфортную образовательную среду, в которой каждый сможет реализовать свои интересы в области образования, самообразования и осуществлять творческую самореализацию в социуме.
Сведения об авторах
Е. А. Никитенко
воспитатель
МАОУ «ОК «Лией№3» отделение дошкольного образования д/с «Теремок»
8-915-578-38-87, nikitencko.ekaterina@yandex.ru